В экспозиции Самарского областного художественного музея представлена трехстворчатая ширма — яркий пример японского декоративно-прикладного искусства. Изысканная и весьма лаконичная ширма создана с применением различных техник: это резьба по дереву, работа с лаком и инкрустация слоновой костью и перламутром.
Все изображения выполнены сдержанно и аккуратно, что характерно для японского искусства. С лицевой стороны на одной из боковых створок изображена ветка сакуры, на другой створке — ветка клена, а по центру можно увидеть божество на драконе. На центральном изображении присутствуют утраты, но по ряду признаков, например по костюму бога, можно предположить, что его имя — Рюдзин. Бог Рюдзин — дракон, божество водной стихии и верховной власти. С обратной стороны ширмы изображен пейзаж с цветущей сакурой по центру и горами на заднем плане.
Ширмы, как и многие предметы быта и виды искусства Японии, уходят корнями в культуру Китая. Самые древние китайские ширмы, известные еще во II веке до н. э., изготавливали из стекла и слюды и украшали яшмой и металлом. Для изготовления ширм использовались также кожа, бумага, перламутр и ткани; для некоторых ширм использовали исключительно дерево. На створках принято было изображать пейзажи, сценки из повседневной жизни, а также наносить афоризмы и «золотые мысли» мудрецов. Некоторые китайские ширмы составлялись из 40 и более створок и представляли собой настоящие панорамы.
В Японию ширмы попали уже в VIII веке из Китая и в силу особенностей японской культуры надолго остались одним из главных украшений дома.
В Стране восходящего солнца мир вещей, вписанных в повседневную жизнь людей даже высокого социального ранга, во все времена был сравнительно невелик. Появление и исчезновение предметов обстановки в японском доме (всегда по мере надобности убираемых в специальные шкафы) было своеобразным материальным воплощением идеи временности и бренности бытия. И ширма органично вписалась в этот уклад, став для японцев даже в какой-то мере образом мироустройства, его постоянства и движения. Японские ширмы можно отнести как к декоративным украшениям, так и к мебели: они справляются с задачей зонировать пространство или скрыть неэстетичные зоны жилища. Благодаря искусному изображению пейзажей ширмы не только украшали домовое пространство, но и зрительно увеличивали площадь комнаты.
Все изображения выполнены сдержанно и аккуратно, что характерно для японского искусства. С лицевой стороны на одной из боковых створок изображена ветка сакуры, на другой створке — ветка клена, а по центру можно увидеть божество на драконе. На центральном изображении присутствуют утраты, но по ряду признаков, например по костюму бога, можно предположить, что его имя — Рюдзин. Бог Рюдзин — дракон, божество водной стихии и верховной власти. С обратной стороны ширмы изображен пейзаж с цветущей сакурой по центру и горами на заднем плане.
Ширмы, как и многие предметы быта и виды искусства Японии, уходят корнями в культуру Китая. Самые древние китайские ширмы, известные еще во II веке до н. э., изготавливали из стекла и слюды и украшали яшмой и металлом. Для изготовления ширм использовались также кожа, бумага, перламутр и ткани; для некоторых ширм использовали исключительно дерево. На створках принято было изображать пейзажи, сценки из повседневной жизни, а также наносить афоризмы и «золотые мысли» мудрецов. Некоторые китайские ширмы составлялись из 40 и более створок и представляли собой настоящие панорамы.
В Японию ширмы попали уже в VIII веке из Китая и в силу особенностей японской культуры надолго остались одним из главных украшений дома.
В Стране восходящего солнца мир вещей, вписанных в повседневную жизнь людей даже высокого социального ранга, во все времена был сравнительно невелик. Появление и исчезновение предметов обстановки в японском доме (всегда по мере надобности убираемых в специальные шкафы) было своеобразным материальным воплощением идеи временности и бренности бытия. И ширма органично вписалась в этот уклад, став для японцев даже в какой-то мере образом мироустройства, его постоянства и движения. Японские ширмы можно отнести как к декоративным украшениям, так и к мебели: они справляются с задачей зонировать пространство или скрыть неэстетичные зоны жилища. Благодаря искусному изображению пейзажей ширмы не только украшали домовое пространство, но и зрительно увеличивали площадь комнаты.