Представленная в экспозиции тарелка фабрики Матвея Сидоровича Кузнецова в Твери относится к предметам широко используемого бытового фаянса. К концу XIX века производство фаянса стало массовым, чему способствовало внедрение способов механизации производства. Данная круглая тарелка изготовлена из белого фаянса, имеет косой борт и слегка волнистые края. По поверхности борта отпечатан орнамент в виде скрепленных двойными трезубцами стилизованных шестиугольных щитов с узором в центре.
В 1870 году Матвей Сидорович Кузнецов расширил количество своих заводов по производству фарфора и керамики. К унаследованным предприятиям он прибавил новое: бывший завод Ауэрбаха в Тверской губернии. Все заводы Кузнецова были крайне успешными благодаря его предпринимательским навыкам. Их он унаследовал от своих предков. Они были родом из Гжели, а основателем «фарфоровой династии» стал еще прадед Матвея Кузнецова — Яков Васильевич.
Всего на заводах Кузнецова трудились 1300 постоянных и 4000 временных рабочих. Склады «Товарищества» находились в десяти крупнейших городах России. Продукция «фарфоровой империи Кузнецовых» отличалась высоким качеством и была отмечена большими золотыми медалями на выставках в Париже и Ташкенте. Фарфоровые и фаянсовые изделия фирмы пользовались большим спросом в Турции, Персии, Болгарии, Японии, Америке, Австрии, Индии и других странах.
Наряду с традиционной росписью широкое распространение на заводах Кузнецова получают новые технические средства декора: печать и трафарет. Это позволило значительно удешевить продукцию и увеличить количество выпускаемых предметов. Кузнецов использовал в декоре фаянса элементы практически всех существующих стилей. В росписи фарфора одновременно использовались подражание западноевропейским «машинным» образцам и традиционная ручная роспись.
В истории русского декоративно-прикладного искусства фарфор и фаянс кузнецовских заводов сыграли значительную роль. Однако заслуженную высокую оценку у специалистов они получили только в 1970-х годах, когда историки и исследователи обратили внимание на изделия Кузнецова как на одну из характерных черт эпохи.
В 1870 году Матвей Сидорович Кузнецов расширил количество своих заводов по производству фарфора и керамики. К унаследованным предприятиям он прибавил новое: бывший завод Ауэрбаха в Тверской губернии. Все заводы Кузнецова были крайне успешными благодаря его предпринимательским навыкам. Их он унаследовал от своих предков. Они были родом из Гжели, а основателем «фарфоровой династии» стал еще прадед Матвея Кузнецова — Яков Васильевич.
Всего на заводах Кузнецова трудились 1300 постоянных и 4000 временных рабочих. Склады «Товарищества» находились в десяти крупнейших городах России. Продукция «фарфоровой империи Кузнецовых» отличалась высоким качеством и была отмечена большими золотыми медалями на выставках в Париже и Ташкенте. Фарфоровые и фаянсовые изделия фирмы пользовались большим спросом в Турции, Персии, Болгарии, Японии, Америке, Австрии, Индии и других странах.
Наряду с традиционной росписью широкое распространение на заводах Кузнецова получают новые технические средства декора: печать и трафарет. Это позволило значительно удешевить продукцию и увеличить количество выпускаемых предметов. Кузнецов использовал в декоре фаянса элементы практически всех существующих стилей. В росписи фарфора одновременно использовались подражание западноевропейским «машинным» образцам и традиционная ручная роспись.
В истории русского декоративно-прикладного искусства фарфор и фаянс кузнецовских заводов сыграли значительную роль. Однако заслуженную высокую оценку у специалистов они получили только в 1970-х годах, когда историки и исследователи обратили внимание на изделия Кузнецова как на одну из характерных черт эпохи.