В крестьянском быту, как правило, использовали деревянную посуду. Из дерева вырезали тарелки, кружки, миски, а также большие круглые или овальные неглубокие блюда с широким бортом. Металлические блюда, сделанные из олова, серебра или меди, использовали только в богатых семьях северных губерний европейской части России. А блюда из фаянса и фарфора вошли в обиход только в конце XIX века.
Большие блюда в русской деревне использовали в основном по праздникам. На них подавали рыбу, блины, пироги, пряники, орехи, конфеты. Их, как и другую праздничную деревянную посуду, как правило, украшали росписью или резьбой.
Деревянные блюда часто находят при раскопках в Великом Новгороде в слоях XII–XIV столетий. Они почти не отличаются от изделий, которые вытачивали русские токари в XIX веке.
Блюдо в эпоху Средневековой Руси использовали не только как столовую утварь, но и для разных традиционных обрядов и ритуалов. Например, при венчании царя на царство атрибуты его власти и крест обязательно выносили на блюде. На блюде также выносили крест и во время освящения воды по церковным праздникам, для благословения церковного хлеба. На блюде подносили знатным людям хлеб и соль. Само слово «блюдо» использовали также для обозначения кушаний, которые подавали на стол во время праздничного застолья.
По праздникам использовали блюда и в русской деревне XIX века. Например, во время свадебного обмена дарами между родственниками жениха и невесты подарки укладывали на блюдо и торжественно преподносили каждому из родственников.
Соль русские крестьяне почитали. Как и хлеб, она считалась святой пищей. Людям, сидящим за столом, традиционно говорили: «Хлеб да соль». Постороннего человека отобедать с семьей приглашали со словами: «Отведайте нашу хлеб-соль» Гостеприимного человека, который умел вкусно накормить гостей, называли хлебосолом.
Блюдо, представленное в экспозиции, украшено художественной плоскорельефной выемчатой резьбой. По борту выполнены надписи: «Хлебъ» и «Соль». В центральной части донца, на лицевой стороне блюда, изображены сноп, цеп, коса и плуг.
Большие блюда в русской деревне использовали в основном по праздникам. На них подавали рыбу, блины, пироги, пряники, орехи, конфеты. Их, как и другую праздничную деревянную посуду, как правило, украшали росписью или резьбой.
Деревянные блюда часто находят при раскопках в Великом Новгороде в слоях XII–XIV столетий. Они почти не отличаются от изделий, которые вытачивали русские токари в XIX веке.
Блюдо в эпоху Средневековой Руси использовали не только как столовую утварь, но и для разных традиционных обрядов и ритуалов. Например, при венчании царя на царство атрибуты его власти и крест обязательно выносили на блюде. На блюде также выносили крест и во время освящения воды по церковным праздникам, для благословения церковного хлеба. На блюде подносили знатным людям хлеб и соль. Само слово «блюдо» использовали также для обозначения кушаний, которые подавали на стол во время праздничного застолья.
По праздникам использовали блюда и в русской деревне XIX века. Например, во время свадебного обмена дарами между родственниками жениха и невесты подарки укладывали на блюдо и торжественно преподносили каждому из родственников.
Соль русские крестьяне почитали. Как и хлеб, она считалась святой пищей. Людям, сидящим за столом, традиционно говорили: «Хлеб да соль». Постороннего человека отобедать с семьей приглашали со словами: «Отведайте нашу хлеб-соль» Гостеприимного человека, который умел вкусно накормить гостей, называли хлебосолом.
Блюдо, представленное в экспозиции, украшено художественной плоскорельефной выемчатой резьбой. По борту выполнены надписи: «Хлебъ» и «Соль». В центральной части донца, на лицевой стороне блюда, изображены сноп, цеп, коса и плуг.