Заселение и освоение обширных земель Сибири началось более пяти веков назад. Первыми новые территории стали исследовать русские «предприимчивые люди» — землепроходцы. Они называли Сибирь «абсолютно неизвестной страной», которая в первую очередь привлекала их ценной пушниной. Ее здесь добывали в больших количествах.
Один из экспонатов, представленных в экспозиции музея, — ботало — привезли в Сибирь переселенцы. Этот колокольчик с пестиком надевали на шею домашним животным: коровам и лошадям, — чтобы контролировать их местонахождение, пока стадо находилось на выпасе. Внешний вид ботал особого значения не имел: они должны были быть простыми, недорогими и издавать глухой звук, который не нравился хищникам.
Ботало из музейной коллекции представляет собой колокольчик из медного листа. Он имеет трапециевидную форму, а также ушко — через него пропускали ремень или веревку, которые повязывали на шею животного.
Ботала изготавливали из разных металлов, даже из дерева. Однако их внешний вид практически не менялся с древнейших времен: колокольчики делали прямоугольными или трапециевидными, с квадратным или прямоугольным нижним основанием.
Внутри ботала располагался металлический или деревянный язык — именно он извлекал звук при ударе о стенки. Колокольчики никогда не отличались мелодичностью, но при этом каждое ботало обладало собственным «голосом»: хозяева без труда узнавали звук ботал на своих животных издалека, а нанятые пастухи по бряцанию отслеживали перемещение животных и разыскивали потерявшихся.
Обычно все коровы из одной или нескольких окрестных деревень собирались в общинные стада и паслись неподалеку от крестьянского жилья, поэтому внешний вид колокольчиков также помогал отличать животных из разных стад.
Ботала также считали оберегами. Крестьяне верили, что колокольчики защищают коров от злых сил: лешего, водяного, болотных кикимор и других. Считалось, что животное, на шее которого висит колокольчик, не утонет, не заблудится в лесу и не сгинет в болоте. Ботала также вешали на входных дверях, в садах и огородах, чтобы отпугивать духов от своих владений.
Один из экспонатов, представленных в экспозиции музея, — ботало — привезли в Сибирь переселенцы. Этот колокольчик с пестиком надевали на шею домашним животным: коровам и лошадям, — чтобы контролировать их местонахождение, пока стадо находилось на выпасе. Внешний вид ботал особого значения не имел: они должны были быть простыми, недорогими и издавать глухой звук, который не нравился хищникам.
Ботало из музейной коллекции представляет собой колокольчик из медного листа. Он имеет трапециевидную форму, а также ушко — через него пропускали ремень или веревку, которые повязывали на шею животного.
Ботала изготавливали из разных металлов, даже из дерева. Однако их внешний вид практически не менялся с древнейших времен: колокольчики делали прямоугольными или трапециевидными, с квадратным или прямоугольным нижним основанием.
Внутри ботала располагался металлический или деревянный язык — именно он извлекал звук при ударе о стенки. Колокольчики никогда не отличались мелодичностью, но при этом каждое ботало обладало собственным «голосом»: хозяева без труда узнавали звук ботал на своих животных издалека, а нанятые пастухи по бряцанию отслеживали перемещение животных и разыскивали потерявшихся.
Обычно все коровы из одной или нескольких окрестных деревень собирались в общинные стада и паслись неподалеку от крестьянского жилья, поэтому внешний вид колокольчиков также помогал отличать животных из разных стад.
Ботала также считали оберегами. Крестьяне верили, что колокольчики защищают коров от злых сил: лешего, водяного, болотных кикимор и других. Считалось, что животное, на шее которого висит колокольчик, не утонет, не заблудится в лесу и не сгинет в болоте. Ботала также вешали на входных дверях, в садах и огородах, чтобы отпугивать духов от своих владений.