В научных фондах Судакской крепости хранится внушительная коллекция византийской керамики из подводных археологических раскопок. Она сложилась благодаря многолетнему изучению акватории бухт Судака и Нового Света. Первые экземпляры поступили от частных лиц; в 1960–1990 годах коллекцию пополнили подводные находки Михаила Антоновича Фронджуло и Игоря Авенировича Баранова. С 1999 по 2013 год главным источником поступлений были материалы, полученные подводной археологической экспедицией под руководством Сергея Мусиевича Зеленко. Значительно пополнили коллекции находки 2015–2016 годов.
Представленная тарелка была поднята с места крушения итальянского торгового судна и либо принадлежала кому-либо из членов команды, либо входила в торговую партию.
О процессе изготовления расписной византийской керамики и о перечне излюбленных сюжетов еще в XI веке писал пресвитер Феофил в «Записке о разных искусствах». Как следует из его описаний, для всевозможных сосудов греческие мастера «берут краски всех видов и каждую из них растирают по отдельности с водой; к каждой краске добавляют пятую часть мелкорастертого стекла того же цвета, смешанного с водой… Этой смесью они рисуют круги, четырехлистники и размещают в них животных, птиц, растения или что-либо иное по своему вкусу, а после того как сосуды расписаны таким образом, их ставят в стеклодельную печь».
Со временем процесс производства совершенствовался, в том числе стали использоваться новые красители.
Экспонат относится к контурному подтипу изделий такого типа: профиль животного прорисован на светлом монохромном фоне коричневым цветом, окружности в поясах конечностей обозначены зеленым красителем. Для изготовления этой краски применялись окислы солей меди.
Часть туловища персонажа заполнена чешуйчатым орнаментом. Этот мотив, состоящий из чешуйкообразных сегментов, относится к геометрическим орнаментам восточного происхождения.
Небрежная манера письма и расплывчатость очертаний не
позволяют с уверенностью определить изображенное животное; предположительно, это копытное.