«Так что же нам делать?» — статья Льва Николаевича Толстого, самое значительное его произведение, посвященное социальным и экономическим вопросам. Он работал над трактатом четыре года, с 1882-го по 1886-й. Для изменения государственного строя Толстой предложил путь личного самосовершенствования, путь улучшения жизни не общества, а судеб отдельных людей.
Как писал Толстой, «только кажется, что человечество занято торговлей, договорами, войнами, науками, искусствами; одно дело только для него важно, и одно только дело оно делает — оно уясняет себе те нравственные законы, которыми оно живет». Именно эти нравственные законы подсказали Толстому, что для блага народа нужно перестать эксплуатировать его, а самому взяться за тяжелую физическую работу, самостоятельно себя обслуживать.
«Я пришел длинным путем к тому неизбежному выводу, который сделан тысячелетие тому назад китайцами в изречении: если есть один праздный человек, то есть другой, умирающий с голоду». Толстой написал в своей статье, что он нашел оптимальное сочетание физического, умственного труда и отдыха. Ему «представилось, что лучше всего бы было чередовать занятия дня так, чтобы упражнять все четыре способности человека и самому производить все те четыре рода блага, которыми пользуются люди, так, чтобы одна часть дня — первая упряжка — была посвящена тяжелому труду, другая — умственному, третья — ремесленному и четвертая — общению с людьми».
Призывы Толстого не лишены утопичности и полны веры в то, что существующий несправедливый строй действительно можно изменить. Они были услышаны многими представителями русской интеллигенции. Лев Толстой будил совесть людей, заставлял их пересмотреть привычные, сложившиеся взгляды на жизнь. Именно под влиянием трактата «Так что же нам делать?» многие молодые люди стали создавать толстовские коммуны, уезжали в деревню, стремились помогать бедствующему народу в городе. В этом произведении особенно проявились характерные для Толстого черты: искренность, жажда правды, стремление изменить себя и окружающий мир в соответствии со своими идеалами.
Как писал Толстой, «только кажется, что человечество занято торговлей, договорами, войнами, науками, искусствами; одно дело только для него важно, и одно только дело оно делает — оно уясняет себе те нравственные законы, которыми оно живет». Именно эти нравственные законы подсказали Толстому, что для блага народа нужно перестать эксплуатировать его, а самому взяться за тяжелую физическую работу, самостоятельно себя обслуживать.
«Я пришел длинным путем к тому неизбежному выводу, который сделан тысячелетие тому назад китайцами в изречении: если есть один праздный человек, то есть другой, умирающий с голоду». Толстой написал в своей статье, что он нашел оптимальное сочетание физического, умственного труда и отдыха. Ему «представилось, что лучше всего бы было чередовать занятия дня так, чтобы упражнять все четыре способности человека и самому производить все те четыре рода блага, которыми пользуются люди, так, чтобы одна часть дня — первая упряжка — была посвящена тяжелому труду, другая — умственному, третья — ремесленному и четвертая — общению с людьми».
Призывы Толстого не лишены утопичности и полны веры в то, что существующий несправедливый строй действительно можно изменить. Они были услышаны многими представителями русской интеллигенции. Лев Толстой будил совесть людей, заставлял их пересмотреть привычные, сложившиеся взгляды на жизнь. Именно под влиянием трактата «Так что же нам делать?» многие молодые люди стали создавать толстовские коммуны, уезжали в деревню, стремились помогать бедствующему народу в городе. В этом произведении особенно проявились характерные для Толстого черты: искренность, жажда правды, стремление изменить себя и окружающий мир в соответствии со своими идеалами.