Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «История военной техники»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Танк Т-80

Время создания
1979
Место создания
СССР
Размер
220,2x352x965,4 см
длина корпуса танка – 698,2 см; вес – 46 т
Техника
металл, заводское производство
Коллекция
Технический центр
1
Открыть в приложении
#1

Т-80: первый газотурбинный, скоростной и бесшумный

#2
Первый в мире серийный танк с газотурбинным двигателем. Отличался повышенной скоростью и маневренностью, малым шумом и легкостью управления.
 
Т-80 — это первый в мире серийный танк с газотурбинным двигателем (шведские безбашенные танки Strv 103 60-х годов слишком специфичны по конструкции и, строго говоря, не совсем танки вообще).

История танка Т-80 началась 12 апреля далекого 1968 года, когда конструкторам СКБ-2 при Кировском заводе в Ленинграде поручили разработать на базе новейшего тогда танка Т-64 машину с новым двигателем.
 
Дело в том, что мощный дизельный двигатель на первых версиях Т-64 долго отказывался работать как надо, как и ходовая часть — слишком мал был ресурс. А новые танки армии нужны были «еще вчера». Шла холодная война, и противник (США), уже с 1967 года испытывал новейшие танки MBT-70 (никто не мог знать, что вскоре эту программу закроют).
 
Однако, создание нового танка и в СССР оказалось «крепким орешком». Под новый двигатель пришлось переделать почти всю ходовую часть — от гусениц до трансмиссии. Так, гусеницы стали более широкими с резиновыми шинами опорных катков, обрезиненными дорожками и резинометаллическими шарнирами. По характерным каткам сейчас наиболее просто отличить Т-80 от Т-64 и Т-72.
 
Масса танка выросла. Изменили и форму башни. Так Т-80 стал новым танком, а не просто модификацией Т-64.
 
В итоге Т-80 был принят на вооружение Советской армии 19 июля 1976 года. Первые машины выпускали на Кировском заводе в Ленинграде, а модификацию Т-80У — на заводе «Омсктрансмаш» в Омске.
 
В газотурбинном двигателе Т-80 ГТД-1000Т два компрессора — высокого и низкого давления, и три турбины. Первые две — для привода компрессоров, а третья — так называемая свободная. 

Атмосферный воздух сжимается компрессорами сначала низкого, потом высокого давления и поступает в камеру сгорания. Там топливо, благодаря сильно сжатому воздуху, сгорает с большей энергией, чем при других вариантах двигателя. Затем горячие газы попадают на лопатки газовой турбины и вращают ее, что приводит в движение компрессор высокого давления. Пройдя первую турбину, газы попадают на турбину компрессора низкого давления. А затем вращают свободную турбину.
 
Через редуктор двигателя и трансмиссию идет отбор мощности со свободной турбины на ведущие колеса машины, что и приводит танк в движение. Свободная турбина может вращаться со скоростью до 26650 оборотов в минуту.
 
Турбокомпрессоры и свободная турбина размещены на своих независимых валах и механически между собой никак не связаны, только через газовый тракт — не нужны сложные передаточные механизмы. Конструкция получилась весьма простой внешне, но дорогой в реализации: нужны были сложные отливки из жаропрочной стали.
 
Поэтому танковый газотурбинный двигатель Т-80 был гораздо меньше и примерно в полтора раза легче дизеля такой же мощности.
 
Т-80 не нужна ни громоздкая система жидкостного охлаждения, ни система обогрева двигателя.

Танки Т-80 быстрее заводились, особенно зимой, без предварительного разогрева. Также Т-80 быстрее разгонялись и на 10–20% быстрее шли маршем. Их манёвренность и проходимость тоже были выше.

На Т-80 впервые применили систему комбинированного торможения — турбиной двигателя и механическими тормозами. Регулируемый сопловой аппарат турбины позволял менять направление потока газов, заставляя лопатки турбины вращаться в противоположном направлении.
 
Т-80 благодаря новейшему двигателю и ходовой части отличались плавностью хода и куда меньше шумели. Механики-водители легко ими управляли и меньше уставали на марше. Также моторы у Т-80 почти не давали дыма и не имели больших нагретых радиаторов системы охлаждения, что в теории отлично способствовало тепломаскировке.
 
Двигатель Т-80 может работать на самом разном топливе — авиационном керосине для реактивных самолетов, дизельном топливе (в просторечии «солярке») и автомобильных низкооктановых бензинах.
 
Однако использование дизельного топлива или его смеси с керосином резко сокращало ресурс двигателя. А в Средней Азии в местах с обилием лёссовой пыли такое топливо для двигателей первых лет выпуска прямо запрещали использовать. Поскольку газовая турбина очень чувствительна к пыли, Т-80 оборудовали системами воздушного сдува пыли и вибрационной очистки лопаток турбин.

Еще одним преимуществом Т-80 считали то, что его двигатель и обслуживающие системы (бак с маслом, воздухоочиститель, радиаторы и т. д.) сделали в виде моноблока, то есть его можно сравнительно легко и быстро вынуть из танка, а потом поставить на место.
 
С другой стороны, ГТД гораздо дороже дизеля и почти вдвое «прожорливее» — в 1,7–1,8 раза по результатам советских танковых испытаний 1970-х годов.
 
И при внешней простоте конструкции обслуживать новый двигатель механикам из солдат срочной службы было весьма трудно.
 
125-мм пушка Т-80 2А46-1 унифицирована с пушками на танках Т-64 и Т-72. Но при этом Т-80 отличается от Т-72 механизмом заряжания с электрогидравлическим приводом (на Т-72 — автомат заряжания с электродвигателем). Заряды пороха для снарядов у Т-80 стоят в машине вертикально, как у Т-64. Система управления огнем тоже была взята у Т-64. Но на Т-64 у водителя один смотровой прибор, на Т-80 — три.
 
Модификация Т-80У впервые в мире получила встроенную противоснарядную динамическую защиту. Контейнеры со специальной взрывчаткой при попадании кумулятивного снаряда или ракеты взрываются и выбрасывают бронепластину навстречу кумулятивной струе, что резко снижает пробиваемость.
 
Разработка динамической защиты началась еще в годы Великой отечественной войны. Но на стадии завершающих испытаний система оказалась в начале 80-х гг. В 1985 году динамическую защиту, получившую название «Контакт-1», стали серийно устанавливать на различные виды боевой техники, в том числе и на танк Т-80 (модификация Т-80Б). Вероятность поражения танка, оснащенного новой защитой, уменьшилась почти в 2 раза. Но только от кумулятивного снаряда. Появление в 1986 г. второго поколения динамической защиты «Контакт-5» обеспечило частичную защиту (в 1,2 раза) танка от бронебойных подкалиберных снарядов. Элементы динамической защиты первого и второго поколения взаимозаменяемые.
 
К концу 1980-х годов Т-80 стал основой танковых войск СССР на «направлении главного удара» — в Западной группе войск на территории ГДР (сейчас это восточная часть ФРГ). То есть именно Т-80 должны были первыми идти в «горнило» Третьей мировой войны, если бы она началась. Но холодная война так и не переросла в горячую. И Т-80 пришлось воевать только в ряде локальных конфликтов.
 
После окончания холодной войны Т-80 впечатлял зарубежных зрителей на самых разных военных шоу. Благодаря высокой скорости и маневренности Т-80 получил прозвище «летающий танк». Он стал символом последних достижений отечественной танковой промышленности.
 
Т-80 экспортировали в Республику Корея, на Кипр, Анголу и в Египет. Это помогло накопить ресурсы и опыт для перехода к новому поколению отечественных танков.
#3
Серийный танк Т-80
#4
Базовая информация 
Название краткое  Танк Т-80
Название полное Основной боевой танк Т-80
Страна СССР
Вид техники Основной боевой танк
год разработки 1976
год производства 1976–1998 для всех модификаций 
серийность Серийный 
Изготовлено (в штуках) Около 7000 Т-80 всех модификаций
Боевая масса 42 т 
Бронирование 
Применяемая броня Комбинированная и гомогенная
Запас хода 500 км (по шоссе)
Скорость по шоссе 70 км/ч (максимальная) 
Удельный вес на грунт  0,83 кг/см²
Мощность двигателя  1000 л. с. 
Огневая мощь 
Вооружение № 1 125-мм пушка 2А46-1
Боекомплект вооружения № 1 40 снарядов 
Вооружение № 2 Спаренный 7,62 мм пулемёт ПКТ 
Боекомплект вооружения № 2 2000 патронов
Вооружение № 3 зенитный 12,7-мм пулемёт «Утёс» танковый (НСВТ-12,7) 
Боекомплект вооружения № 3 300 патронов
 Вооружение № 4 Автомат АКМС
Боекомплект вооружения № 4Боекомплект — 300 патронов
Вооружение № 510 ручных оборонительных гранат Ф-1
Экипаж  3 человека 
Средства связи  Радиостанция Р-123М
Интересные факты 1Первый в мире серийный танк с газотурбинным двигателем
Интересные факты 2Первый в мире основной танк со встроенной динамической защитой (с модификации Т-80У)
Интересные факты 3Впервые получил систему комбинированного торможения — турбиной двигателя и механическими тормозами
Интересные факты 4Отличался быстрым запуском двигателя, скоростью и маневренностью, легкостью управления 
Интересные факты 5Получил прозвище «летающий танк» 
Интересные факты 6Двигатель Т-80 потреблял почти любое топливо — авиакеросин, дизельное, автомобильный бензин, но это снижало ресурс мотора 
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Танк Т-80

Время создания
1979
Место создания
СССР
Размер
220,2x352x965,4 см
длина корпуса танка – 698,2 см; вес – 46 т
Техника
металл, заводское производство
Коллекция
Технический центр
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%