Т-55 — один из самых массовых и распространённых танков мира. Создан на основе танка Т-54. Первым в мире получил противоатомную защиту. Состоял на вооружении десятков стран мира. Воевал в большинстве конфликтов холодной войны — в пустынях Африки и Ближнего Востока, горах Афганистана и джунглях Вьетнама. Модификация Т-55АД первой в мире получила комплекс активной защиты «Дрозд». Т-55 применяется и в наши дни.
Т-55 — венец развития советских средних танков времен Великой Отечественной войны.
Немного предыстории. В 1943-44 годах прославленный танк Т-34 радикально переработали — развернули двигатель поперек корпуса, параллельно коробке передач, поставили торсионную подвеску — на упругих стержнях вместо пружин. Новый танк Т-44 стал заметно меньше и ниже прародителя — что дало возможность усилить лобовую броню и переместить башню к центру корпуса (смещенная вперед башня Т-34 перегружала передние катки гусениц).
Затем Т-44 усилили защиту и вооружение, и в сентябре 1944 года получили уже Т-54 — с броней вдвое-втрое мощнее Т-34, пушкой калибра 100 мм и новыми гусеницами. Однако Великая Отечественная война кончилась раньше, чем Т-54 пошел в бой. И началась война холодная — с абсолютно новыми требованиями к танкам.
Теперь танки должны были служить много лет, а не 10–15 дней, и поэтому быть гораздо надёжнее машин выпуска времен войны. Поэтому созданный еще в 1944 году Т-54 дорабатывали вплоть до 1950 года. И только в 1951 году Т-54 обрел привычный для нас облик.
Зато в 1956 году Т-54 смог пройти до 10 000 км, установив рекорд надежности.
Но новое время несло и новые угрозы. Если еще недавно основным врагом танков были пушки, то теперь машины нужно было защитить и от оружия массового поражения, прежде всего — ядерного. Ударная волна от атомного взрыва могла убить избыточным давлением экипаж даже внутри танка.
Эти вызовы учли в новом танке под именем «Объект 155». Его испытания прошли в конце 1957 — начале 1958 года.
Так появился Т-55, принятый на вооружение 24 мая 1958 года. В этом же году Т-55 начали выпускать серийно.
Создатель Т-55 — Леонид Николаевич Карцев, главный конструктор Уральского вагоностроительного завода № 183 в Нижнем Тагиле. При этом отдельные системы будущего Т-55 разрабатывали буквально по всей стране — в Челябинске, Харькове, на Кубинском танковом полигоне.
При внешней похожести нового танка на Т-54 его корпус и башня стали герметичными. На короткое время внутри танка можно было создать избыточное давление, чтобы не попала радиоактивная пыль. Для этой же цели воздух, вентилирующий машину, тщательно фильтровали. А для башни Т-55 разработали стопор — чтобы ее не сорвало ударной волной.
Т-55, как и его ближайший предшественник Т-54, отличается дифференцированным бронированием — когда наиболее угрожаемые места танка прикрывают мощной броней, жертвуя защитой в других областях. Корпус нового танка сваривали из катаных бронелистов толщиной от 15 мм на крыше до 100 мм у лба, а башню Т-55 отливали с толщиной брони от 48 до 200 мм.
Компоновка Т-55 — классическая для советских танков. Впереди, в отделении управления, у левого борта — место механика-водителя. Остальной экипаж размещен в боевом отделении, в центре танка. Над сиденьем командира, на крыше — командирская башенка. Наводчик сидит слева от пушки, заряжающий — справа. Позади — силовая установка и трансмиссия.
Т-55 вооружен нарезной 100-мм пушкой Д-10Т2С со стабилизацией в двух плоскостях, что повышает точность стрельбы на ходу. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет Горюнова СГМТ. Второй пулемет СГМТ, курсовой, разместили справа от механика-водителя. А зенитный пулемет убрали — в условиях атомной войны и при скоростях авиации второй половины 50-х годов он вряд ли был бы полезен на современном поле боя.
Дизельный мотор В-55 стал более мощным — с 520 до 580 лошадиных сил, и надежным.
Теперь танки должны были служить много лет, а не 10–15 дней, и поэтому быть гораздо надёжнее машин выпуска времен войны. Поэтому созданный еще в 1944 году Т-54 дорабатывали вплоть до 1950 года. И только в 1951 году Т-54 обрел привычный для нас облик.
Зато в 1956 году Т-54 смог пройти до 10 000 км, установив рекорд надежности.
Но новое время несло и новые угрозы. Если еще недавно основным врагом танков были пушки, то теперь машины нужно было защитить и от оружия массового поражения, прежде всего — ядерного. Ударная волна от атомного взрыва могла убить избыточным давлением экипаж даже внутри танка.
Эти вызовы учли в новом танке под именем «Объект 155». Его испытания прошли в конце 1957 — начале 1958 года.
Так появился Т-55, принятый на вооружение 24 мая 1958 года. В этом же году Т-55 начали выпускать серийно.
Создатель Т-55 — Леонид Николаевич Карцев, главный конструктор Уральского вагоностроительного завода № 183 в Нижнем Тагиле. При этом отдельные системы будущего Т-55 разрабатывали буквально по всей стране — в Челябинске, Харькове, на Кубинском танковом полигоне.
При внешней похожести нового танка на Т-54 его корпус и башня стали герметичными. На короткое время внутри танка можно было создать избыточное давление, чтобы не попала радиоактивная пыль. Для этой же цели воздух, вентилирующий машину, тщательно фильтровали. А для башни Т-55 разработали стопор — чтобы ее не сорвало ударной волной.
Т-55, как и его ближайший предшественник Т-54, отличается дифференцированным бронированием — когда наиболее угрожаемые места танка прикрывают мощной броней, жертвуя защитой в других областях. Корпус нового танка сваривали из катаных бронелистов толщиной от 15 мм на крыше до 100 мм у лба, а башню Т-55 отливали с толщиной брони от 48 до 200 мм.
Компоновка Т-55 — классическая для советских танков. Впереди, в отделении управления, у левого борта — место механика-водителя. Остальной экипаж размещен в боевом отделении, в центре танка. Над сиденьем командира, на крыше — командирская башенка. Наводчик сидит слева от пушки, заряжающий — справа. Позади — силовая установка и трансмиссия.
Т-55 вооружен нарезной 100-мм пушкой Д-10Т2С со стабилизацией в двух плоскостях, что повышает точность стрельбы на ходу. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет Горюнова СГМТ. Второй пулемет СГМТ, курсовой, разместили справа от механика-водителя. А зенитный пулемет убрали — в условиях атомной войны и при скоростях авиации второй половины 50-х годов он вряд ли был бы полезен на современном поле боя.
Дизельный мотор В-55 стал более мощным — с 520 до 580 лошадиных сил, и надежным.
В топливные баки вварили специальные трубы для укладки снарядов. Получили так называемые баки-стеллажи — боекомплект пушки увеличился с 34 до 43 снарядов.
Одновременно вырос и запас топлива под защитой брони танка.
На Т-55 внедрили противопожарную систему. В автоматическом режиме система при пожаре сама останавливала танк и выпускала из баллона углекислоту, а позднее специальный состав «3,5».
Добавили мощный компрессор АК-150, взятый из авиации. Он позволял надежнее и быстрее запускать танковый двигатель сжатым воздухом, особенно зимой.
Вместо одноразовых дымовых шашек для маскировки поставили многоразовую термическую дымовую аппаратуру. Она впрыскивала топливо в выпускной коллектор двигателя и на 2–4 минуты укрывала танк дымовой завесой длиной 250–400 м. А на место шашек поставили две бочки с топливом по 200 литров каждая.
Планетарная коробка передач позволяла разгонять 36-тонный танк по шоссе до скорости 50 км/ч. Расходуя топливо из внутренних баков, Т-55 мог пройти по шоссе до 500 км, а если использовать и наружные бочки — до 715 км.
Бронебойный снаряд 100-мм нарезной пушки Т-55 на расстоянии километра мог пробить броню толщиной 185 мм, если попасть по нормали — то есть под углом 90 градусов к плоскости брони.
В 1961 году Т—55 получает новые кумулятивные снаряды 3БК-5М, которые могли пробить до 390 мм брони. А в 1966 году — бронебойно-подкалиберные снаряды БМ8, пробивающие до 275 мм вертикальной брони за два километра.
В 1962 году на Т-55 поставили комплекс «Алмаз» из трех телекамер.
Механик-водитель и командир-оператор танка, видя изображение с камер у себя на мониторах, могли вести машину и вести прицельный огонь даже при вспышках ядерных взрывов. Но телеаппаратура занимала в танке слишком много места, поэтому от идеи отказались.
Также не пошла в серию установка на Т-55 противотанковых ракет «Малютка» — ракеты размещались на башне танка открыто, и стрелять ими с хода было нельзя.
В 1962 году приняли на вооружение Т-55А — с усиленной противорадиационной защитой (из свинца, изобутилена, полиэтилена, бора и бериллия) внутри и снаружи танка — подбоем и надбоем. Такую защиту танк получил впервые в мире. Курсовой пулемет у Т-55А убрали — стрелять из него было неудобно, а лобовую броню наличие пулемётной установки ослабляло.
В 1964 году спаренный пулемёт СГМТ заменяют на ПКТ — то есть танковый пулемет Калашникова.
К концу шестидесятых годов опасным врагом танков стали вертолёты с управляемыми ракетами. Поэтому с 1970 года на Т-55 вернули зенитный 12,7-мм пулемёт ДШКМ.
В 1974 году Т-55 оснастили лазерным дальномером КТД-1.
В 1983 году на Т-55АД впервые в мире установили систему активной защиты «Дрозд». На башне танка по разным секторам размещены четыре блока с двумя специальными осколочными снарядами в каждом. Два непрерывно работающих радара автоматически отслеживают подлет противотанковой ракеты или реактивной гранаты противника на расстоянии до 130 метров от танка. Электронно-вычислительная система определяет, в какой сектор летит угроза. И в нужный момент дает команду на выстрел защитного снаряда из определённого блока. Мортирка калибра 107 мм выстреливает снаряд, который подрывается в 6–7 метрах от танка. Осколки при разлете образуют поле в форме бублика, поражая боевую часть вражеского боеприпаса или отклоняя ее. Однако на практике система оказалась слишком дорогой и сложной.
А в 1985 году танкам Т-55МВ и Т-55АМВ дали навесную динамическую защиту, бортовые противокумулятивные экраны, комплекс управляемого вооружения 1К116-1 «Бастион» и более мощные моторы.
Т-55 выпускали в Нижнем Тагиле на заводе № 183 (Уралвагонзавод), в Омске — на заводе транспортного машиностроения № 174 и в Харькове, на заводе № 75 имени Малышева. По зарубежным оценкам, в СССР было выпущено порядка 30 000 Т-55.
Танк экспортировали в 39 стран мира, от Перу до Вьетнама, а также производили по лицензии и модифицировали в Польше, Чехословакии и Румынии.
На базе Т-55 выпускали огнеметный танк ТО-55 и командирский танк Т-55К. Узлы Т-55 использовали при создании танка Т-62 и мостоукладчика МТУ-20.
Т-55 воевали почти на всех континентах, от Вьетнама и Шри Ланки до Никарагуа и Югославии. Они входили в Чехословакию 1968 года, с 1967 года сражались на Ближнем Востоке — от Египта до Ливана и Ирака, с 1979 — в горах Афганистана.
В 1971 году Т-55 Индии отлично показали себя против танков Пакистана. Чтобы отличить свои Т-55 от пакистанских Т-59 (китайской версии танка Т-54), индийцы ставили на стволы машин фальшивые эжекторы, делая Т-55 внешне похожими на индийские танки «Центурион».
Широко применялись Т-55 и в Африке — в Анголе, Танзании, Эфиопии, Сомали, Западной Сахаре, Ливии и Судане.
Т-55 уступают более новым танкам по бронепробиваемости, зато отличаются невероятной надёжностью, неприхотливостью и простотой. И вполне достаточны для поражения большинства целей — пехоты, техники, укреплений в войнах так называемой малой интенсивности. Поэтому Т-55 продолжают воевать в разных уголках планеты и в наши дни.
Одновременно вырос и запас топлива под защитой брони танка.
На Т-55 внедрили противопожарную систему. В автоматическом режиме система при пожаре сама останавливала танк и выпускала из баллона углекислоту, а позднее специальный состав «3,5».
Добавили мощный компрессор АК-150, взятый из авиации. Он позволял надежнее и быстрее запускать танковый двигатель сжатым воздухом, особенно зимой.
Вместо одноразовых дымовых шашек для маскировки поставили многоразовую термическую дымовую аппаратуру. Она впрыскивала топливо в выпускной коллектор двигателя и на 2–4 минуты укрывала танк дымовой завесой длиной 250–400 м. А на место шашек поставили две бочки с топливом по 200 литров каждая.
Планетарная коробка передач позволяла разгонять 36-тонный танк по шоссе до скорости 50 км/ч. Расходуя топливо из внутренних баков, Т-55 мог пройти по шоссе до 500 км, а если использовать и наружные бочки — до 715 км.
Бронебойный снаряд 100-мм нарезной пушки Т-55 на расстоянии километра мог пробить броню толщиной 185 мм, если попасть по нормали — то есть под углом 90 градусов к плоскости брони.
В 1961 году Т—55 получает новые кумулятивные снаряды 3БК-5М, которые могли пробить до 390 мм брони. А в 1966 году — бронебойно-подкалиберные снаряды БМ8, пробивающие до 275 мм вертикальной брони за два километра.
В 1962 году на Т-55 поставили комплекс «Алмаз» из трех телекамер.
Механик-водитель и командир-оператор танка, видя изображение с камер у себя на мониторах, могли вести машину и вести прицельный огонь даже при вспышках ядерных взрывов. Но телеаппаратура занимала в танке слишком много места, поэтому от идеи отказались.
Также не пошла в серию установка на Т-55 противотанковых ракет «Малютка» — ракеты размещались на башне танка открыто, и стрелять ими с хода было нельзя.
В 1962 году приняли на вооружение Т-55А — с усиленной противорадиационной защитой (из свинца, изобутилена, полиэтилена, бора и бериллия) внутри и снаружи танка — подбоем и надбоем. Такую защиту танк получил впервые в мире. Курсовой пулемет у Т-55А убрали — стрелять из него было неудобно, а лобовую броню наличие пулемётной установки ослабляло.
В 1964 году спаренный пулемёт СГМТ заменяют на ПКТ — то есть танковый пулемет Калашникова.
К концу шестидесятых годов опасным врагом танков стали вертолёты с управляемыми ракетами. Поэтому с 1970 года на Т-55 вернули зенитный 12,7-мм пулемёт ДШКМ.
В 1974 году Т-55 оснастили лазерным дальномером КТД-1.
В 1983 году на Т-55АД впервые в мире установили систему активной защиты «Дрозд». На башне танка по разным секторам размещены четыре блока с двумя специальными осколочными снарядами в каждом. Два непрерывно работающих радара автоматически отслеживают подлет противотанковой ракеты или реактивной гранаты противника на расстоянии до 130 метров от танка. Электронно-вычислительная система определяет, в какой сектор летит угроза. И в нужный момент дает команду на выстрел защитного снаряда из определённого блока. Мортирка калибра 107 мм выстреливает снаряд, который подрывается в 6–7 метрах от танка. Осколки при разлете образуют поле в форме бублика, поражая боевую часть вражеского боеприпаса или отклоняя ее. Однако на практике система оказалась слишком дорогой и сложной.
А в 1985 году танкам Т-55МВ и Т-55АМВ дали навесную динамическую защиту, бортовые противокумулятивные экраны, комплекс управляемого вооружения 1К116-1 «Бастион» и более мощные моторы.
Т-55 выпускали в Нижнем Тагиле на заводе № 183 (Уралвагонзавод), в Омске — на заводе транспортного машиностроения № 174 и в Харькове, на заводе № 75 имени Малышева. По зарубежным оценкам, в СССР было выпущено порядка 30 000 Т-55.
Танк экспортировали в 39 стран мира, от Перу до Вьетнама, а также производили по лицензии и модифицировали в Польше, Чехословакии и Румынии.
На базе Т-55 выпускали огнеметный танк ТО-55 и командирский танк Т-55К. Узлы Т-55 использовали при создании танка Т-62 и мостоукладчика МТУ-20.
Т-55 воевали почти на всех континентах, от Вьетнама и Шри Ланки до Никарагуа и Югославии. Они входили в Чехословакию 1968 года, с 1967 года сражались на Ближнем Востоке — от Египта до Ливана и Ирака, с 1979 — в горах Афганистана.
В 1971 году Т-55 Индии отлично показали себя против танков Пакистана. Чтобы отличить свои Т-55 от пакистанских Т-59 (китайской версии танка Т-54), индийцы ставили на стволы машин фальшивые эжекторы, делая Т-55 внешне похожими на индийские танки «Центурион».
Широко применялись Т-55 и в Африке — в Анголе, Танзании, Эфиопии, Сомали, Западной Сахаре, Ливии и Судане.
Т-55 уступают более новым танкам по бронепробиваемости, зато отличаются невероятной надёжностью, неприхотливостью и простотой. И вполне достаточны для поражения большинства целей — пехоты, техники, укреплений в войнах так называемой малой интенсивности. Поэтому Т-55 продолжают воевать в разных уголках планеты и в наши дни.