Т-54 — венец эволюции средних танков Великой Отечественной войны.
Т-54А — модификация среднего советского танка Т-54. Впервые на советском танке установлены стабилизатор пушки в вертикальной плоскости и эжектор. Один из самых массовых вариантов Т-54. Производился по лицензии в Польше, Китае и Чехословакии.Во 2-м павильоне Технического центра Центрального парка «Патриот» стоит танк Т-54А. В этой машине воплотили самые передовые идеи конца сороковых годов, которые резко повысили боевые возможности танка.
Во второй половине войны появляется возможность разработки новых танков. На прославленной «тридцатьчетверке» разворачивают двигатель, поставив его поперек корпуса, а не вдоль, как раньше. Пружинную подвеску заменили торсионной, из упругих стержней. Поэтому новый танк Т-44 при более толстой броне заметно короче и ниже Т-34. Однако во время войны оказывается выгоднее не запускать в серию неопробованный танк, а переставить башню от Т-44 с новой 85-мм пушкой на Т-34-85.
Т-54 — улучшенный вариант Т-44, не успел принять участие в Великой Отечественной.
На 1946 год превосходство Т-54 выглядит абсолютным. При том же боевом весе, как у Т-34 (32 тонны), броня лба корпуса и башни у Т-54 почти втрое толще — 120 и 180 мм против 45 и 65 мм. Пушка Д-10ТК калибра 100 мм длиной в 56 калибров — против 52 калибров у 85-мм пушки тридцатьчетверки. Начальная скорость снаряда, вылетающего из более длинного ствола, заметно выше — 900 м в секунду против 792.
Удельное давление на грунт и запас хода остались почти такими же, как у Т-34.
29 апреля 1946 года Т-54 принят на вооружение советской армии.
Т-54 настолько впечатляет, что в начале 1946 года принято решение немедленно прекратить выпуск Т-34 и Т-44 и как можно скорее освоить новинку на четырех заводах — в Нижнем Тагиле, Горьком (сейчас — Нижний Новгород), Омске и Харькове. Только завод № 183 в Нижнем Тагиле с июня и до конца года должен выпустить более пятисот танков.
Однако выпуск нового танка немедленно сталкивается с непредвиденными трудностями: война окончена, и бывшие танковые заводы переходят на выпуск мирной продукции.
Даже на головном заводе в Нижнем Тагиле просто не было ни полного комплекта чертежей, ни необходимой оснастки, например, штампов. Завод уже был полностью занят производством вагонов. Поэтому за весь 1946 год не выпущено ни одной «пятьдесятчетверки».
Опытный Т-54 проходит всего 638 км и по документам показывает «крайне неудовлетворительную работу» ходовой части.
В 1947 году вместо 250-450 машин произведено всего 22 Т-54.
Новинка оказывается невероятно дорогой — почти полтора миллиона (точнее, 1 372 000) рублей за штуку. Для сравнения, Т-34 выпуска 1945 года стоил 135 000 рублей, то есть дешевле более чем в десять раз.
На испытаниях зимой 1947 года ходовая часть Т-54 все еще ненадежна: из строя выходят три балансира и торсионный вал. Доработки срывают ее серийный выпуск.
Кроме того, новым танкам нужны передовые решения. Особенно по ходовой части, такие, как электротрансмиссия и гидропередача, облегчающие управление и маневренность. Нужны широкие катки, новые гусеницы, амортизаторы. Зимой при низких температурах дизельным моторам нужны подогреватели. Удельная мощность дизелей — не менее 20 лошадиных сил на тонну, при 14,6 у Т-54.
Пушкам необходимы стабилизаторы, резко повышающие точность стрельбы с хода.
На 1949 год броня Т-54 защищает от снарядов калибра даже 100 и 122 мм, а Т-44 — только от 85-мм снарядов. Зенитный пулемет прикрывает от атак с воздуха. Коробка передач с синхронизаторами и планетарные механизмы поворота значительно облегчают переключение передач, поэтому Т-54 заметно быстрее предшественника — до 25 км/ч по проселку, и легче поворачивает.
Однако этого уже мало — новые танки недостаточно проходимы. Ходовая часть все еще ненадежна и быстро выходит из строя.
Поэтому 26 января 1949 года Совет министров СССР постановляет прекратить приемку Т-54 и снять его с производства, пока не разработают новую уширенную гусеницу и не исправят недостатки танка.
Новые Т-54 получают более широкие гусеницы и башню без «замана» (углов обратной кривизны в ее передней части). Так улучшается защита лба башни.
И лишь после мая 1950 года приказом министра обороны Василевского доработанные Т-54, которых остро не хватает, массово идут в части.
29 марта 1952 года Совет министров СССР выпускает постановление о повышении огневой мощи танка Т-54.
В конструкторском бюро Уралвагонзавода в Нижнем Тагиле начинается разработка «Объекта 137Г» — «Объектом 137» называют обычный Т-54. Работу возглавляет исполняющий обязанности главного конструктора Леонид Карцев. Эта машина станет первой в списке разработок прославленного конструктора.
При стрельбе Т-54 с хода точность попадания составляла всего около 3%. Установка стабилизатора пушки, по оценкам разработчиков, позволит повысить точность стрельбы до 30%.
Для «Объекта 137Г» разработаны два стабилизатора. Один — конструкторским бюром знаменитого создателя пушек Василия Грабина. Второй — ЦНИИ-173 под руководством Ильи Погожина. Стабилизатор Погожина оказывается менее трудоемким, поэтому принимают второй вариант. Однако теперь конструкторам приходится для снабжения стабилизатора током разработать мощный, но компактный электрогенератор, выдерживающий вибрации, высокую температуру и пыль внутри танка.
Два опытных образца нового танка изготовили во второй половине 1952 года. После заводских испытаний в апреле 1953 года начинают полигонные испытания.
21 октября 1953 года министр обороны Булганин приказывает изготовить установочную партию танков для испытаний в войсках.
19 ноября 1954 года танк утвержден для серийного выпуска под именем Т-54А.
В январе 1955 года Уралвагонзавод выпускает первые 50 машин для войсковой эксплуатации.
22 марта 1955 года Т-54А принят на вооружение Советской армии.
С 1955 по 1957 год заводы в Харькове, Омске и Нижнем Тагиле выпускают 4602 Т-54А. Позже танк по лицензии производят в Польше, Китае и Чехословакии.
Главное отличие Т-54А от более ранних версий — стабилизатор пушки в вертикальной плоскости, впервые на советском танке. Стабилизатор СТП-1 «Горизонт» разработки ЦНИИ-173 — гидравлический привод с гироскопом. Он автоматически удерживает пушку, спаренный с ней пулемет и прицел в заданном положении, как бы ни качало танк «вверх-вниз» при движении. Среднее отклонение от заданного положения не превышает одной тысячной дальности.
Боевая скорострельность пушки при стрельбе с места достигает 7 выстрелов в минуту, а сходу — 4 выстрелов в минуту.
Также впервые в отечественной практике пушку снабжают эжектором, который удаляет после выстрела пороховые газы из ствола. Эжектор — это цилиндр на стволе с отверстиями-соплами. При выстреле пороховые газы через сопла попадают в эжектор, а затем после спада давления выходят наружу из ствола, увлекая за собой газы из боевого отделения. Это резко снижает загазованность в танке во время боя, сильно облегчаая работу экипажа.
С пушкой Д-10ТГ спарен пулемет СГМТ калибра 7,62 мм. Второй пулемет СГМТ — курсовой — находится в отделении управления. Из этого пулемета стреляет механик-водитель, наводя оружие на цель поворотом танка. Зенитный 12,7-мм пулемет ДШК или ДШКМ размещен на турели над люком заряжающего.
В танке помещается 34 снаряда, 3000 патронов к ГСМТ и 500 — к ДШК.
Максимальная прицельная дальность стрельбы из пушки прямой наводкой составляет 6900 м. При этом, используя боковой уровень и угломерный круг на погоне башни, можно было стрелять с закрытых огневых позиций — когда танк не виден противнику. Тогда дальность стрельбы доходит до 15 600 м.
Компоновка танка — традиционная для семейства Т-54. Механик-водитель сидит впереди слева, справа в носу размещены топливные баки и снаряды к пушке. В башне слева от пушки сидит наводчик, командир — за наводчиком, позади пушки — заряжающий.
Броня Т-54А — катаные листы с толщиной от 20 до 100 мм, установлены под углами до 60 градусов к вертикали. Башня — традиционно литая, толщиной от 48 до 200 мм, под углами до 85 градусов.
Дизельный двигатель В-54 мощностью 520 лошадиных сил разгоняет Т-54А до 48 км/ч.
Запас хода при использовании внутренних и наружных баков достигает 420-440 км по шоссе, а на грунтовой дороге — 280-290 км.
Каждый четвертый танк получает кронштейны для установки минного трала ПТ-54.
Из других новинок Т-54А — добавляют предохранитель затвора пушки от самопроизвольного спуска, и усовершенствованный прицел ТШ2А-22 с увеличением до 7 раз. Автоматизированный электропривод поворота башни ТАЭН-3 «Восход» позволяет наводчику повернуть пульт, а командиру просто нажать кнопку на рукоятке и повернуть башню с нужной скоростью.
Также танк получает третий наружный бак вместимостью в 95 л, двухступенчатый воздухоочиститель и регулируемые изнутри машины жалюзи над радиаторами.
На базе Т-54А создают командирский танк Т-54АК с коротковолновой радиостанцией Р-112 в корме.
Т-54А многие десятки лет надежно служит во многих странах мира. Даже в наши дни его боевые возможности не исчерпаны окончательно.