Икона «Святые князья Борис и Глеб» была создана в 1580-е годы. На ней изображены младшие сыновья великого князя Владимира, крестителя Руси. По преданию, после смерти великого князя в 1015 году, старший сын Святополк убил братьев, чтобы они не претендовали на Киевский престол. По житию святых известно, что князья Борис и Глеб были глубоко верующими христианами и смиренно приняли мученическую смерть. После этого Святополк получил прозвище «Окаянный», а князья Борис и Глеб стали первыми канонизированными русскими святыми. Вскоре в Вышгороде в память о святых князьях была построена церковь.
С момента канонизации сложилась особая иконография образов святых. Братьев почитали как небесных покровителей князей и помощников воинским дружинам. Традиционно святые изображаются фронтально с крестом в правой руке и опущенным мечом в левой.
Икона святых князей Бориса и Глеба из коллекции музея относится к памятникам редкой иконографии. Князья предстоят в молитве Господу Саваофу, изображенному в верхней части иконы. Святые обращены к центру композиции. В руках князей Бориса и Глеба нет привычных атрибутов — креста и мечей в ножнах, которые символизируют мученичество и воинскую доблесть.
Иконописец тщательно изобразил детали богатых украшений на одежде князей. Орнаменты на тканях и застежки на шубах имитируют шитье и украшения из серебра и золота.
Иконы «Святые князья Борис и Глеб», «Иоанн Богослов в молчании» и «Предста Царица» из коллекции музея составляют единый художественный комплекс. Они относятся к одной иконописной мастерской.
Икона происходит из местного ряда иконостаса Троицкой церкви Свияжска. Впервые она упоминается в Описи Троице-Сергиева монастыря 1641 года. Но, возможно, что изначально образ находился в иконостасе надвратной деревянной церкви святых благоверных князей Бориса и Глеба Успенского Богородицкого монастыря Свияжска.
В коллекции национального музея Республики Татарстан также сохранился древний антиминс XVII века, ранее принадлежавший этой церкви. Это единственный древний антиминс на казанской земле. Антиминс — освященный архиереем льняной или шелковый плат с вложенной частицей мощей какого-либо святого и изображением «Положения Христа во гроб» и четырех евангелистов. С 1675 года антиминс стал обязательным атрибутом алтарного престола, на котором совершают Божественную литургию.
С момента канонизации сложилась особая иконография образов святых. Братьев почитали как небесных покровителей князей и помощников воинским дружинам. Традиционно святые изображаются фронтально с крестом в правой руке и опущенным мечом в левой.
Икона святых князей Бориса и Глеба из коллекции музея относится к памятникам редкой иконографии. Князья предстоят в молитве Господу Саваофу, изображенному в верхней части иконы. Святые обращены к центру композиции. В руках князей Бориса и Глеба нет привычных атрибутов — креста и мечей в ножнах, которые символизируют мученичество и воинскую доблесть.
Иконописец тщательно изобразил детали богатых украшений на одежде князей. Орнаменты на тканях и застежки на шубах имитируют шитье и украшения из серебра и золота.
Иконы «Святые князья Борис и Глеб», «Иоанн Богослов в молчании» и «Предста Царица» из коллекции музея составляют единый художественный комплекс. Они относятся к одной иконописной мастерской.
Икона происходит из местного ряда иконостаса Троицкой церкви Свияжска. Впервые она упоминается в Описи Троице-Сергиева монастыря 1641 года. Но, возможно, что изначально образ находился в иконостасе надвратной деревянной церкви святых благоверных князей Бориса и Глеба Успенского Богородицкого монастыря Свияжска.
В коллекции национального музея Республики Татарстан также сохранился древний антиминс XVII века, ранее принадлежавший этой церкви. Это единственный древний антиминс на казанской земле. Антиминс — освященный архиереем льняной или шелковый плат с вложенной частицей мощей какого-либо святого и изображением «Положения Христа во гроб» и четырех евангелистов. С 1675 года антиминс стал обязательным атрибутом алтарного престола, на котором совершают Божественную литургию.