Святитель Николай Чудотворец — один из самых почитаемых святых в христианской культуре. Он был архиепископом в городе Миры в Ликии и прославился многочисленными чудесами. Люди молятся ему, прося защиты от бед и помощи в путешествиях.
В коллекции музея хранятся двадцать восемь икон, созданных в разное время. Один из самобытных памятников — образ Николая Чудотворца, происходящий из казанского Зилантова Успенского монастыря, основанного царем Иваном Грозным в 1552 году.
В 1877 году казанский исследователь Платон Заринский в работе «Церковные древности г. Казани» обратил внимание на две иконы теплой церкви Зилантова монастыря, одной из которых был образ Святителя Николая Чудотворца. Особенностями этой иконы, по его мнению, были «украшения по полю и краям» и «яркие краски».
Автором иконы был неизвестный мастер второй половины XVII века. О древности образа святого Николая Чудотворца из Зилантова монастыря свидетельствует стиль иконы: рисунок лика с характерным разрезом глаз, тонким носом, высоким лбом и прядями над ним, а также насыщенный и контрастный колорит.
Оригинальность стиля иконы подчеркивается сочетанием необычных методов обработки доски. Художник использовал орнаментальную резьбу нескольких типов, имитирующую металлический оклад на полях и на фоне. При этом растительный орнамент пшеничного поля на фоне перекликается с изображением бровей святого в виде колосков.
Нимб заполнен растительным узором, напоминающим многоцветные орнаменты декоративных досок, которыми прикрывали тябла чинов в иконостасах. Тябло (греч. τέμπλον — темплон, алтарная преграда) — украшенный растительным или геометрическим орнаментом деревянный брус иконостаса для установки икон. В Троицкой церкви на тяблах была помещена летопись (надпись) об освящении храма. Подобные орнаменты на нимбе святого сохранились на редких балканских (афонская икона XIV века из собрания Русского музея) и древнерусских (икона 1294 года Алексы Петрова, из собрания Новгородского музея-заповедника) памятниках. Орнаментированные нимбы чаще встречаются в скульптурных изображениях святителя Николая Можайского.
На сегодняшний день искусствоведам неизвестны аналогичные памятники, которые отличались бы таким богатством орнамента и оригинальными художественными приемами.
В коллекции музея хранятся двадцать восемь икон, созданных в разное время. Один из самобытных памятников — образ Николая Чудотворца, происходящий из казанского Зилантова Успенского монастыря, основанного царем Иваном Грозным в 1552 году.
В 1877 году казанский исследователь Платон Заринский в работе «Церковные древности г. Казани» обратил внимание на две иконы теплой церкви Зилантова монастыря, одной из которых был образ Святителя Николая Чудотворца. Особенностями этой иконы, по его мнению, были «украшения по полю и краям» и «яркие краски».
Автором иконы был неизвестный мастер второй половины XVII века. О древности образа святого Николая Чудотворца из Зилантова монастыря свидетельствует стиль иконы: рисунок лика с характерным разрезом глаз, тонким носом, высоким лбом и прядями над ним, а также насыщенный и контрастный колорит.
Оригинальность стиля иконы подчеркивается сочетанием необычных методов обработки доски. Художник использовал орнаментальную резьбу нескольких типов, имитирующую металлический оклад на полях и на фоне. При этом растительный орнамент пшеничного поля на фоне перекликается с изображением бровей святого в виде колосков.
Нимб заполнен растительным узором, напоминающим многоцветные орнаменты декоративных досок, которыми прикрывали тябла чинов в иконостасах. Тябло (греч. τέμπλον — темплон, алтарная преграда) — украшенный растительным или геометрическим орнаментом деревянный брус иконостаса для установки икон. В Троицкой церкви на тяблах была помещена летопись (надпись) об освящении храма. Подобные орнаменты на нимбе святого сохранились на редких балканских (афонская икона XIV века из собрания Русского музея) и древнерусских (икона 1294 года Алексы Петрова, из собрания Новгородского музея-заповедника) памятниках. Орнаментированные нимбы чаще встречаются в скульптурных изображениях святителя Николая Можайского.
На сегодняшний день искусствоведам неизвестны аналогичные памятники, которые отличались бы таким богатством орнамента и оригинальными художественными приемами.