Никола Можайский — одно из прозваний святителя Николая Чудотворца, «первого перед Богом заступника», как его издавна называли русские православные люди.
Впервые оно фигурирует в можайских Писцовых книгах 1595–1598 годов в связи с чудесным избавлением города от врагов заступничеством святого. Изначально изображение святителя с мечом и храмом-крепостью распространилось в виде деревянной скульптуры, затем перешло в иконописную традицию.
Кроме истории защиты Можайска, в этом образе раскрывается еще один случай из жития святого Николая.
В 325 году, когда святой был епископом Мир Ликийских, состоялся Первый Вселенский собор, посвященный рассмотрению арианства. Приверженцы этой ереси почитали Иисуса как Творение Божие, не единосущное Богу-Отцу.
Вступив в горячий спор с основоположником арианства, александрийским пресвитером Арием, и отстаивая позиции православия, Николай Мирликийский ударил оппонента по щеке. Этот поступок возмутил отцов Церкви как проявление неуместной дерзости, епископ был лишен сана и заключен в темницу. Однако той же ночью многим из поборников порядка было видение: Христос и Богоматерь не осудили, а благословили пылкость святого Николая и вручили ему из Своих рук Евангелие и омофор. Прислушавшись к указанию свыше, члены собора вернули епископу его знаки архиерейского достоинства и сан.
На этот эпизод указывают изображения Христа с Евангелием и Богородицы с омофором по обеим сторонам нимба святого.
Никола Можайский написан в традиционной для этого извода позе молящегося — в полный рост, с разведенными в стороны опущенными руками. Личное письмо несколько отличается от канонического: лик и борода не округлые, как предписывает иконописный подлинник, а немного вытянутые.
Цветовая гамма иконы светлая и яркая. Зеленый, природный цвет фона символизирует Царствие Божие, гармонию и новую жизнь; золотой — вечность и благодать, красный, в этом случае, — пламень веры, синий — стремление к Богу.
Икона была отреставрирована в Московском межобластном научно-реставрационном художественном управлении МК РФ реставратором Валерием Фёдоровичем Косушкиным.
Впервые оно фигурирует в можайских Писцовых книгах 1595–1598 годов в связи с чудесным избавлением города от врагов заступничеством святого. Изначально изображение святителя с мечом и храмом-крепостью распространилось в виде деревянной скульптуры, затем перешло в иконописную традицию.
Кроме истории защиты Можайска, в этом образе раскрывается еще один случай из жития святого Николая.
В 325 году, когда святой был епископом Мир Ликийских, состоялся Первый Вселенский собор, посвященный рассмотрению арианства. Приверженцы этой ереси почитали Иисуса как Творение Божие, не единосущное Богу-Отцу.
Вступив в горячий спор с основоположником арианства, александрийским пресвитером Арием, и отстаивая позиции православия, Николай Мирликийский ударил оппонента по щеке. Этот поступок возмутил отцов Церкви как проявление неуместной дерзости, епископ был лишен сана и заключен в темницу. Однако той же ночью многим из поборников порядка было видение: Христос и Богоматерь не осудили, а благословили пылкость святого Николая и вручили ему из Своих рук Евангелие и омофор. Прислушавшись к указанию свыше, члены собора вернули епископу его знаки архиерейского достоинства и сан.
На этот эпизод указывают изображения Христа с Евангелием и Богородицы с омофором по обеим сторонам нимба святого.
Никола Можайский написан в традиционной для этого извода позе молящегося — в полный рост, с разведенными в стороны опущенными руками. Личное письмо несколько отличается от канонического: лик и борода не округлые, как предписывает иконописный подлинник, а немного вытянутые.
Цветовая гамма иконы светлая и яркая. Зеленый, природный цвет фона символизирует Царствие Божие, гармонию и новую жизнь; золотой — вечность и благодать, красный, в этом случае, — пламень веры, синий — стремление к Богу.
Икона была отреставрирована в Московском межобластном научно-реставрационном художественном управлении МК РФ реставратором Валерием Фёдоровичем Косушкиным.