Икона «Святой Никола Можайский» из коллекции художественного музея Ханты-Мансийска была создана на рубеже XVII–XVIII веков. На ней святитель изображен в полный рост. В одной его руке меч, в другой — миниатюрный город. Такой образ святого Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских, стали почитать в память о чудесном спасении Можайска от нападения врагов. Этот иконографический тип известен в древнерусской иконописи с XIII века и сложился под влиянием западной традиции.
По легенде, Можайск был спасен во время татаро-монгольского нашествия. Когда город осадили враги, жители принялись молиться святому Николаю Чудотворцу. Внезапно в небе возник грозный образ святителя с поднятым клинком вверх мечом в одной руке и городом, который он защищал, в другой. Враги в страхе бежали, осада с города была снята.
Икона довольно точно повторяет деревянный образ Николы Можайского. Мощь святого заступника подчеркнута изображением его во весь рост. Часть нимба Николая написана за пределами ковчега на полях иконы — это усиливало впечатление от фигуры святителя и словно приближало его зрителю.
Согласно иконографической традиции, в правой руке Никола Можайский держит меч, но в XVI–XVII веках его часто писали с саблей. И на иконе из собрания художественного музея в правой руке святого Николая — укороченная широкая сабля. В XVII веке ее использовали чаще, чем длинный прямой меч.
Святой Николай написан в епископских одеждах. На нем зеленый подризник, украшенный орнаментированными светлыми кругами и желтой каймой, расшитой драгоценными камнями. Сверху надета ярко-красная фелонь — богослужебное облачение священника и широкий белый омофор с тремя черными крестами и тремя черными параллельными линиями. Из-под омофора видна серовато-серебристая епитрахиль с разноцветными кистями — длинная лента православного священника и епископа, часть облачения, без которой невозможно совершать обряды.
На шее Николы на красном шнурке висит крупная панагия — богато украшенный образ Богоматери. На правом боку иконописец изобразил красную с желтой окантовкой палицу, декорированную по углам кистями и с белым орнаментом по центру.
По легенде, Можайск был спасен во время татаро-монгольского нашествия. Когда город осадили враги, жители принялись молиться святому Николаю Чудотворцу. Внезапно в небе возник грозный образ святителя с поднятым клинком вверх мечом в одной руке и городом, который он защищал, в другой. Враги в страхе бежали, осада с города была снята.
Икона довольно точно повторяет деревянный образ Николы Можайского. Мощь святого заступника подчеркнута изображением его во весь рост. Часть нимба Николая написана за пределами ковчега на полях иконы — это усиливало впечатление от фигуры святителя и словно приближало его зрителю.
Согласно иконографической традиции, в правой руке Никола Можайский держит меч, но в XVI–XVII веках его часто писали с саблей. И на иконе из собрания художественного музея в правой руке святого Николая — укороченная широкая сабля. В XVII веке ее использовали чаще, чем длинный прямой меч.
Святой Николай написан в епископских одеждах. На нем зеленый подризник, украшенный орнаментированными светлыми кругами и желтой каймой, расшитой драгоценными камнями. Сверху надета ярко-красная фелонь — богослужебное облачение священника и широкий белый омофор с тремя черными крестами и тремя черными параллельными линиями. Из-под омофора видна серовато-серебристая епитрахиль с разноцветными кистями — длинная лента православного священника и епископа, часть облачения, без которой невозможно совершать обряды.
На шее Николы на красном шнурке висит крупная панагия — богато украшенный образ Богоматери. На правом боку иконописец изобразил красную с желтой окантовкой палицу, декорированную по углам кистями и с белым орнаментом по центру.