Представленную в экспозиции Национального художественного музея Республики Саха картину «Святой Иероним» кисти неизвестного мастера можно отнести к течению в живописи, следующему принципам изображения, заложенным Караваджо и его учениками и последователями.
Полотно написано в энергичной барочной манере, что позволяет отнести картину к XVII веку. Крупная фигура, занимающая почти все пространство полотна, иррациональное освещение, контрастные светотени, эмоциональная выразительность — все это напоминает приемы Караваджо. Картина отличается особой драматичностью. На полотне запечатлен момент, когда святой Иероним, находясь в пустыне, услышал трубный глас Судного дня. Согласно христианскому вероучению, звук архангельской трубы возвещал о последнем суде над всем человечеством и воскресении мертвых во время Второго Пришествия Христа на землю. Святой изображен мощным старцем с суровым лицом. Свет падает на обнаженный торс и лицо Иеронима, привлекая внимание зрителя к поднятым к Богу глазам. В цветовой палитре картины доминируют три тона: темно-коричневый в фоне, телесный охристый цвет освещенной фигуры Иеронима и черная тога святого, спавшая с его плеч. Художник использует ограниченную палитру красок, тем самым подчеркивая серьезность происходящего. Через образ святого Иеронима художник напоминает зрителю о необходимости быть готовыми к смерти и Страшному суду.
В середине XVII века в неаполитанской живописи выделилось особое направление реализма, во многом возникшее благодаря работам Хосе де Риберы — испанского караваджиста, живописца и гравера. Будучи придворным живописцем испанских вице-королей в Неаполе, Рибера создавал картины на мифологические и библейские сюжеты, причем особенно ему удавались сцены из житий святых. Все творчество художника было пронизано религиозным чувством. У Риберы было множество последователей.
Автор представленного в экспозиции полотна, возможно, работал
в Неаполе и был хорошо знаком с творчеством испанца Хосе
де Риберы, который был последователем Караваджо, жил в этом городе
и многократно писал картины, посвященные Иерониму. Влияние Хосе
де Риберы ощущается в самом сюжете и сдержанном колорите
картины.