В коллекции Национального художественного музея Республики Саха представлена картина неизвестного итальянского мастера «Жертвоприношение Авраама».
Картина повествовательна, художник подробно и ясно изобразил знаменитый ветхозаветный сюжет. Все действие происходит на фоне гористого пейзажа. Сцена дана крупным планом, мы видим Авраама и связанного обнаженного юного Исаака: голова его повернута, лица не видно, руки связаны за спиной. Слева обрисован златовласый ангел, который остановил руку Авраама, прошедшего испытание на покорность Богу. Золотистые волосы ангела мягкой волной обрамляют его голову, выделяясь на темном фоне, за спиной едва намечены крылья. Авраам — главный герой картины, его фигура расположена в центре композиции. Художник изобразил движение человека в полуобороте, когда тот вдруг услышал голос за спиной. Авраам трактован не как послушный, бескомпромиссный исполнитель божьей воли, а как человек, находящийся в полном смятении чувств. Он взволнован, это видно по его страдающему, полному мучения взгляду и искаженным чертам лица. Авраам отвернул голову Исаака рукой, и в этот жест художник вложил все чувства отца: единственное, что Авраам может сделать для сына — избавить его от устрашающего зрелища приближающегося лезвия. Пурпурная накидка Авраама, шлейфом протянувшаяся от головы Исаака к руке с ножом, вызывает ассоциацию с потоком алой крови. Эмоциональность изображения усиливается экспрессией света. Световой акцент идет по диагонали картины — это лица ангела и старца, плечо Исаака. Он освещает и руку божьего посланника, остановившую Авраама, перст ангела, указывающий в нижний левый угол картины на агнца, которого следует принести в жертву вместо Исаака. Смысл, который художник вложил в сюжет, повествует о Христе (агнец в терновнике), который будет принесен в жертву за грехи человеческого рода.
Максимально приближенные к зрителю фигуры, крупный план, объемность
фигур и светотеневая драматичность позаимствованы неизвестным итальянским
художником у живописца, оказавшего большое влияние на развитие европейской
живописи XVII века, крупнейшего мастера стиля барокко Микеланджело Меризи
да Караваджо.