В собрании Приморской государственной картинной галереи хранится икона «Святой Христофор» неизвестного мастера XVII века. Предположительно, произведение относится к итало-критской иконописи.
Итало-критские иконы довольно строги по своей композиции, религиозные сцены не наполняются пышной обстановкой: все элементы — здания, пейзажи и прочее — имеют простые формы. Тени пролагаются коричневой краской, и лишь потом желтой, красной или палевой охрой прописываются выпуклые части. Дополнительным подтверждением того, что произведение относится именно к итало-критской иконописи, служит то, что одежда Христофора и Христа окрашена в типичные цвета итало-критских икон.
В западной традиции на полотнах Христофора непременно изображают исполином, переносящим на себе Христа в образе младенца и держащим ветвь, дерево или расцветающий посох. Этот сюжет в своих произведениях использовали многие известные художники XV века: Иероним Босх, Доменико Гирландайо, Ганс Мемлинг, Конрад Виц. Кроме того, образ Христофора использовали в скульптуре и чеканили монеты с его ликом.
По одной из версий, изначально Христофора звали Репрев («отверженный, осужденный, дурной») или Офферо. Он был огромен и искал самого могущественного правителя, чтобы поступить к нему на службу. Первым делом он пришел на службу к царю, но тот боялся дьявола. Тогда великан захотел служить дьяволу, но оказалось, что и он не всемогущ, а испытывает страх при виде креста, а значит самым сильным был Христос. Репрев захотел найти его и стать помощником, но это было нелегко, и он пошел в услужение святому отшельнику в надежде, что Христос сам явится к нему.
Великан был силен и по велению отшельника стал изо дня в день переносить вброд через опасную реку путников, желающих ее пересечь. Однажды, перенося маленького мальчика через реку, великан понял, что ему стало невероятно тяжело. Тогда мальчик признался, что он — Христос, и тяжело Репреву оттого, что Христос несет с собой тяготы всего мира. В реке Христос крестил великана и дал ему новое имя — Христофор, что значит «несущий Христа», после чего велел ему воткнуть в землю его посох. На следующий день посох расцвел.
Итало-критские иконы довольно строги по своей композиции, религиозные сцены не наполняются пышной обстановкой: все элементы — здания, пейзажи и прочее — имеют простые формы. Тени пролагаются коричневой краской, и лишь потом желтой, красной или палевой охрой прописываются выпуклые части. Дополнительным подтверждением того, что произведение относится именно к итало-критской иконописи, служит то, что одежда Христофора и Христа окрашена в типичные цвета итало-критских икон.
В западной традиции на полотнах Христофора непременно изображают исполином, переносящим на себе Христа в образе младенца и держащим ветвь, дерево или расцветающий посох. Этот сюжет в своих произведениях использовали многие известные художники XV века: Иероним Босх, Доменико Гирландайо, Ганс Мемлинг, Конрад Виц. Кроме того, образ Христофора использовали в скульптуре и чеканили монеты с его ликом.
По одной из версий, изначально Христофора звали Репрев («отверженный, осужденный, дурной») или Офферо. Он был огромен и искал самого могущественного правителя, чтобы поступить к нему на службу. Первым делом он пришел на службу к царю, но тот боялся дьявола. Тогда великан захотел служить дьяволу, но оказалось, что и он не всемогущ, а испытывает страх при виде креста, а значит самым сильным был Христос. Репрев захотел найти его и стать помощником, но это было нелегко, и он пошел в услужение святому отшельнику в надежде, что Христос сам явится к нему.
Великан был силен и по велению отшельника стал изо дня в день переносить вброд через опасную реку путников, желающих ее пересечь. Однажды, перенося маленького мальчика через реку, великан понял, что ему стало невероятно тяжело. Тогда мальчик признался, что он — Христос, и тяжело Репреву оттого, что Христос несет с собой тяготы всего мира. В реке Христос крестил великана и дал ему новое имя — Христофор, что значит «несущий Христа», после чего велел ему воткнуть в землю его посох. На следующий день посох расцвел.