Икона «Святой Димитрий Солунский» неизвестного мастера была передана во Владивосток из Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в 1930 году. По ряду признаков эта икона — пример итало-критской иконописи XVI века.
После падения Константинополя в 1453 году традиции византийского искусства продолжали существовать последующие столетия в творчестве греков-эмигрантов, многие из которых селились диаспорами в Италии. Специалисты дали название этому явлению — «итало-критская школа иконописи». Иконописное искусство этой школы отличается эклектичностью: сочетанием византийских традиций с мотивами современного ему искусства Италии. Для него характерно использование ассиста (штрихов из сусального золота на складках одежд), а также золотого фона. Среди известных выходцев итало-критской школы — иконописец Паоло Венециано, а также художники Марко Базаити, Витторе Карпаччо, Чима да Конельяно.
Димитрий Солунский — христианский святой, почитаемый в лике великомучеников. На иконе из собрания Приморской государственной картинной галереи Димитрий Солунский изображен на коне, а слева летящий ангел надевает святому на голову золотой венец мученичества. Это заимствование из античной традиции, когда победителя, повергающего врага, награждала диадемой крылатая богиня Ника. Лежащая мужская фигура в нижней части иконы связана с сюжетом из Жития Димитрия Солунского. По одной версии — это гладиатор Лий, по другой — болгарский царь Калоян.
Согласно Житию Димитрия Солунского, христианин Нестор, его друг и ученик, вызвался сразиться с любимцем императора Максимиана, гладиатором Лием, и убил противника. По приказу разгневанного императора Нестор был обезглавлен, а Димитрия искололи копьями.
По другой версии, появление этой фигуры в композиции иконы возникло благодаря посмертному чуду, когда Димитрий сразил копьем осаждавшего Фессалоники (по-русски Солунь) царя Калояна. Подобные композиции получили широкое распространение в византийском искусстве в XIII–XIV веках под названием «Чудо святого Димитрия».
После падения Константинополя в 1453 году традиции византийского искусства продолжали существовать последующие столетия в творчестве греков-эмигрантов, многие из которых селились диаспорами в Италии. Специалисты дали название этому явлению — «итало-критская школа иконописи». Иконописное искусство этой школы отличается эклектичностью: сочетанием византийских традиций с мотивами современного ему искусства Италии. Для него характерно использование ассиста (штрихов из сусального золота на складках одежд), а также золотого фона. Среди известных выходцев итало-критской школы — иконописец Паоло Венециано, а также художники Марко Базаити, Витторе Карпаччо, Чима да Конельяно.
Димитрий Солунский — христианский святой, почитаемый в лике великомучеников. На иконе из собрания Приморской государственной картинной галереи Димитрий Солунский изображен на коне, а слева летящий ангел надевает святому на голову золотой венец мученичества. Это заимствование из античной традиции, когда победителя, повергающего врага, награждала диадемой крылатая богиня Ника. Лежащая мужская фигура в нижней части иконы связана с сюжетом из Жития Димитрия Солунского. По одной версии — это гладиатор Лий, по другой — болгарский царь Калоян.
Согласно Житию Димитрия Солунского, христианин Нестор, его друг и ученик, вызвался сразиться с любимцем императора Максимиана, гладиатором Лием, и убил противника. По приказу разгневанного императора Нестор был обезглавлен, а Димитрия искололи копьями.
По другой версии, появление этой фигуры в композиции иконы возникло благодаря посмертному чуду, когда Димитрий сразил копьем осаждавшего Фессалоники (по-русски Солунь) царя Калояна. Подобные композиции получили широкое распространение в византийском искусстве в XIII–XIV веках под названием «Чудо святого Димитрия».