В культуре Западной Европы XVII века господствовали барочные мотивы, причем проявлялись они не только в светской, но и в церковной живописи. Именно в этом время появились технически необычные иконы, которые в России получили название «двоевзоров» или «троевзоров». Первая из датированных русских «многоликих» икон относится к 1791 году.
Их особенность заключалась в том, что к раме вместо единой доски крепили 14 вертикальных трехгранных пластинок: они располагались перпендикулярно друг другу так, чтобы под разными углами выстраивался свой иконописный сюжет.
Смотреть на «двоевзор» можно было только сбоку; чтобы исключить фронтальный взгляд, при котором просто смешивались разные изображения, прямо перед такими иконами помещали большие подсвечники.
Больше были распространены «троевзоры», на которые можно было взирать с любого ракурса и в конструкцию которых гармонично вписывались хорошо знакомые православному христианину сюжеты. «Трехликих» икон сохранилось немало, хотя их иконографический репертуар довольно ограничен.
Наиболее распространены были «троевзоры» с изображением Святой Новозаветной Троицы. При фронтальном взгляде зрителю открывается Святой Дух — голубь с распростертыми крыльями, помещенный в облачный сегмент. При взгляде слева проявляется лик Иисуса Христа, двуперстно благословляющего правой рукой. Смотрящий справа видит образ Бога-Отца.
Менее распространенный сюжет — Благовещение, где с разных ракурсов можно увидеть Бога Саваофа, Пресвятую Деву Марию и благовествующего архангела Гавриила. Наконец, третья известная сцена представляет Христа в темнице с предстоящими Ему Богородицей и Иоанном Предтечей.
Из западноевропейского искусства пришла не только сама необычная конструкция, но и детали изображения: Христос держит в руках голгофский крест, Бог-Отец — круглую сферу.
Скорее всего, подобные иконы создавали для городских храмов. Во-первых, для верного зрительного восприятия требовалось достаточно просторное помещение, а во-вторых, подобные технические изыски были чужды традиционному крестьянскому мировоззрению.
Место зарождения таких произведений на русской земле доподлинно не установлено, но бытовали они повсеместно: в Поволжье, центральных областях, южных губерниях и на Севере — вплоть до конца XIX столетия.