Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Монастыри Каргополья»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Святая Троица

Время создания
конец XVIII века
Место создания
Российская империя
Размер
61x52,2 см
Техника
дерево, темпера
3
Открыть в приложении
#2

В культуре Западной Европы XVII века господствовали барочные мотивы, причем проявлялись они не только в светской, но и в церковной живописи. Именно в этом время появились технически необычные иконы, которые в России получили название «двоевзоров» или «троевзоров». Первая из датированных русских «многоликих» икон относится к 1791 году.

Их особенность заключалась в том, что к раме вместо единой доски крепили 14 вертикальных трехгранных пластинок: они располагались перпендикулярно друг другу так, чтобы под разными углами выстраивался свой иконописный сюжет.

Смотреть на «двоевзор» можно было только сбоку; чтобы исключить фронтальный взгляд, при котором просто смешивались разные изображения, прямо перед такими иконами помещали большие подсвечники.

Больше были распространены «троевзоры», на которые можно было взирать с любого ракурса и в конструкцию которых гармонично вписывались хорошо знакомые православному христианину сюжеты. «Трехликих» икон сохранилось немало, хотя их иконографический репертуар довольно ограничен.

Наиболее распространены были «троевзоры» с изображением Святой Новозаветной Троицы. При фронтальном взгляде зрителю открывается Святой Дух — голубь с распростертыми крыльями, помещенный в облачный сегмент. При взгляде слева проявляется лик Иисуса Христа, двуперстно благословляющего правой рукой. Смотрящий справа видит образ Бога-Отца.

Менее распространенный сюжет — Благовещение, где с разных ракурсов можно увидеть Бога Саваофа, Пресвятую Деву Марию и благовествующего архангела Гавриила. Наконец, третья известная сцена представляет Христа в темнице с предстоящими Ему Богородицей и Иоанном Предтечей.

Из западноевропейского искусства пришла не только сама необычная конструкция, но и детали изображения: Христос держит в руках голгофский крест, Бог-Отец — круглую сферу.

Скорее всего, подобные иконы создавали для городских храмов. Во-первых, для верного зрительного восприятия требовалось достаточно просторное помещение, а во-вторых, подобные технические изыски были чужды традиционному крестьянскому мировоззрению.

Место зарождения таких произведений на русской земле доподлинно не установлено, но бытовали они повсеместно: в Поволжье, центральных областях, южных губерниях и на Севере — вплоть до конца XIX столетия.
#4
Святая Троица
#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Святая Троица

Время создания
конец XVIII века
Место создания
Российская империя
Размер
61x52,2 см
Техника
дерево, темпера
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%