Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Монастыри Каргополья»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Антипа Пергамский и Александр Ошевенский

Время создания
конец XVIII века
Место создания
Российская империя
Размер
96x70,5 см
Техника
дерево, левкас, темпера
1
Открыть в приложении
#1

Парными иконами в иконографии называют два образа, выполненные в едином стиле и объединенные по какому-либо признаку. Таким объединяющим началом может быть отношение святых, даже живших в разное время, к одному и тому же монастырю, схожесть их служения или мученического подвига, духовная или родственная связь между ними (как в случае с Александром Ошевенским и Кириллом Белозерским, Петром и Февронией Муромскими или святыми братьями Флором и Лавром).

Представленная икона входила в небольшой иконостас Никольской часовни в деревне Киселевская Лядинского погоста и была, по всей видимости, написана на заказ.

Выбор образов для парного изображения здесь мог быть обусловлен не идеологическими соображениями, а практическим подходом к почитанию святых: Александр Ошевенский и Антипа Пергамский были особенно любимы в народной, крестьянской среде.

Иконы преподобного Александра, который сам был выходцем из землевладельцев, присутствовали почти в каждом храме Каргопольского уезда.

Священномученик Антипа жил в I веке и был епископом города Пергама. Проповедуя христианство и искореняя языческие обычаи, он вызвал гнев жрецов и был приговорен к мучительной казни — сожжению во чреве медного тельца. В народе святой заслужил особое признание как защитник от недугов, «паче же лютыя зубные болезни целителем». Вера в помощь Антипы была так велика, что люди не только молились перед его иконой, но и старались «приложиться» к ней больными зубами. Известным местом почитания святого Антипы считалась Большая Шалга. Там, в храме Рождества Христова, был освящен придел в честь мученика Пергамского с его иконописным образом.

На иконе святые представлены в молении к Спасителю, двуперстно благословляющему их обеими руками. Двуперстное благословение ассоциируется со старообрядчеством, но в данном случае отсылает только к консервативности жизненного уклада в крестьянской среде.

Икона написана очень просто, без излишней детализации и проработки формы. При этом глубокое уважение к святым мастер выразил, поместив над их головами подробные и даже витиеватые надписи.
#2
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Антипа Пергамский и Александр Ошевенский

Время создания
конец XVIII века
Место создания
Российская империя
Размер
96x70,5 см
Техника
дерево, левкас, темпера
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%