В собрании Каргопольского музея сохранилось 6 рукописей и 23 печатные книги из Спасо-Преображенского монастыря. К хронологически более ранним относится рукописный богослужебный сборник с вкладной записью.
Подобные записи на страницах книг были частым явлением, они подразделялись на вкладные, владельческие и запродажные. Вкладные свидетельствовали о том, что книга вложена в храм или монастырь тем или иным человеком, владельческие указывали на бывшего хозяина издания, запродажные отмечали факт купли-продажи. Записи делали на форзацах или полистные.
В последнем случае на следующих один за другим листах записывали по одному слову или даже слогу. Чтобы прочитать послание, требовалось пролистать всю книгу и соединить воедино фрагменты текста.
В зашифрованной таким образом записи представленной книги сообщается о том, что ее передал обители в качестве вклада Иаков Симонов сын Трапезников для поминовения его родителей — отца Симона и матери Ксении.
Судя по датам издания и полистной записи, книга не одно поколение хранилась в семье Трапезниковых, ее много раз читали и оставляли на страницах пометки и записи. Среди них — необычная молитва кресту, призванная защитить от невзгод и неприятностей. Интересна и запись, которая сохранилась фрагментарно, но очевидно касается войны с Наполеоном Бонапартом: различимы слова о даровании победы «благоверному Императору нашему Александру Павловичу». Последнюю запись, о вкладе, сделал сам Яков Симеонович, завершив ее словами: «А подписал своею рукою».
Фамилия Трапезниковых встречается в документах каргопольских архивов начиная с XVII века. Значится она и в синодике Спасо-Преображенского монастыря.
Для упорядочения вкладов в монастырях вели так называемые вкладные книги — ведомости, в которых записывали информацию о размере вклада, имени и социальном положении вкладчика, условиях, при которых пожертвование было внесено. Термин «вкладная книга» (иначе их называли данными, даяльными, казенными, дачными) впервые фигурирует в письменных источниках рубежа XVII–XVIII веков.
Помимо книг, вкладами служили предметы церковного или хозяйственного обихода, деньги, скот, продукты; могли отписать монастырю и крестьян. О здравии вкладчиков и их семей, а также за упокой усопших молились в соответствующей церкви или обители в течение определенного срока. Обычный расчет составлял 1 рубль на годовое поминание одного имени. Наиболее щедрые вкладчики могли рассчитывать на заупокойные литургии по себе и многолетнюю раздачу милостыни от своего имени.