Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «От палеозоя до наших дней»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Светец

Время создания
конец XIX — начало XX века
Место создания
Российская империя, Тобольская губерния
Размер
42,5x20x17 см
Техника
металл, дерево; ручная работа
1
Открыть в приложении
#1

Долгие осенние и зимние вечера в деревнях посвящали монотонным домашним работам. Женщины собирались вместе в одной из изб и при свете лучины, под длинные задушевные песни и страшные истории пряли, ткали или занимались иным рукоделием. Фёдор Иванович Шаляпин описывал в воспоминаниях работу своей матери и ее соседок в комнатке, освещенной неярким светом, под шум дождя и шипение угольков в воде.

Основным источником освещения для таких посиделок служил светец, изначально представлявший собой простую кованую вилку с расщепом под горящую лучинку. Лучина оказывалась зажата достаточно крепко, чтобы безопасно перемещать светильник по комнате или закрепить в каком-либо месте.

Известно несколько разновидностей светцов. В одном стержень с ответвлением для лучины втыкался в железную или деревянную стойку; в другом вилку насаживали на столбик, укрепленный на краю продолговатой емкости; наконец, третий вариант — настенный: железный стержень сгибали под прямым углом, на одном конце закрепляли держальце, а другой втыкали в подходящую щель.

Со временем приноровились объединять в общую конструкцию несколько вилок и получать таким образом более сильное освещение. Для устойчивости светец дополняли снизу клепаным массивным обручем или устанавливали на ведро с водой. Если же держальце крепили к стене, емкость с водой ставили под ним: падающие угли сразу гасли, что позволяло избежать пожара.

К светцу относились с большим почтением, старались сделать его не только удобным, но и нарядным. Захваты вилок свивали, придавая всей вещи форму павлиньего хвоста. Верхнюю часть светца, лучинник, декорировали кованым орнаментом, характерным для церковных оград и дворцовых окон XVIII столетия.

Зажигать светцы с лучинами в весенне-летний период было не принято. Обряд возжигания проводили с середины августа до середины сентября. После Благовещения (начиная с весеннего равноденствия) период такого освещения заканчивался.

Как непременный атрибут крестьянского быта светец использовался вплоть до революции 1917 года.
#3
1 / 3
Светец
#2
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Светец

Время создания
конец XIX — начало XX века
Место создания
Российская империя, Тобольская губерния
Размер
42,5x20x17 см
Техника
металл, дерево; ручная работа
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%