Многовековая история каждого народа формирует свои жизненные идеалы, вкладывает свое понятие красоты в создаваемые предметы. Особый колорит вышитой национальной одежды, искусно выполненные головные уборы, многочисленные височные, шейные, нагрудные и поясные украшения придают художественной культуре мордовского народа своеобразие и ярко выраженные национальные черты. Обязательным предметом утвари мордвы был свадебный долбленый сундук — парь. Пари были различных размеров (средняя их высота достигала 80–90 сантиметров), цилиндрической формы, с хорошо подогнанным днищем. К ним навешивали массивные чугунные скобы для замков, на них запирали плотную крышку. Обычно его заказывали мастерам. Заказчик рассчитывался зерном или работал в хозяйстве мастера столько дней, сколько тот делал парь.
Верхняя половина паря оформлялась трехгранно-выемчатой резьбой геометрического орнамента с условными изображениями человеческих фигур и орудий труда. Орнаментальные мотивы резьбы по дереву у мордвы довольно разнообразны, основу их составляет простейший элемент — треугольник, являющийся исходной формой для других, более сложных элементов. Мордовский резчик сумел найти гармоничное сочетание фона и узора, а также выразить свои представления о мироздании, используя нехитрые приемы обработки дерева.
Декор имел глубокий сакральный смысл. Считалось, что невеста вместе с парем и приданым увозит не только память о беззаботной жизни в родительском доме, но и свое будущее женское счастье. Парь как предмет ритуального предназначения покрывался соответствующими письменами, родовыми знаками, орнаментом, имеющими смысл благопожеланий в предстоящей семейной жизни. Эти рисунки должны были способствовать счастью, благосостоянию и многочадию молодой семьи.
Среди предметов, имеющих ритуальный характер, сундук-парь занимает особое место. В сундуке невеста хранила холст, полотенца, самую ценную одежду, украшения, личные вещи для будущей замужней жизни. Долбленые кадки, большие мерники для муки и зерна — все, что тоже предназначается для хозяйственного обихода, — не украшались так, как парь, кроме нанесения семейного или родового знака. Это говорит о его особенности и ценности.
Верхняя половина паря оформлялась трехгранно-выемчатой резьбой геометрического орнамента с условными изображениями человеческих фигур и орудий труда. Орнаментальные мотивы резьбы по дереву у мордвы довольно разнообразны, основу их составляет простейший элемент — треугольник, являющийся исходной формой для других, более сложных элементов. Мордовский резчик сумел найти гармоничное сочетание фона и узора, а также выразить свои представления о мироздании, используя нехитрые приемы обработки дерева.
Декор имел глубокий сакральный смысл. Считалось, что невеста вместе с парем и приданым увозит не только память о беззаботной жизни в родительском доме, но и свое будущее женское счастье. Парь как предмет ритуального предназначения покрывался соответствующими письменами, родовыми знаками, орнаментом, имеющими смысл благопожеланий в предстоящей семейной жизни. Эти рисунки должны были способствовать счастью, благосостоянию и многочадию молодой семьи.
Среди предметов, имеющих ритуальный характер, сундук-парь занимает особое место. В сундуке невеста хранила холст, полотенца, самую ценную одежду, украшения, личные вещи для будущей замужней жизни. Долбленые кадки, большие мерники для муки и зерна — все, что тоже предназначается для хозяйственного обихода, — не украшались так, как парь, кроме нанесения семейного или родового знака. Это говорит о его особенности и ценности.