В национальном костюме отражаются народные представления народа о красоте, его этические нормы и эстетические идеалы.
В большинстве регионов расселения мордвы праздничные костюмы едины по своему образно-пластическому решению. В народной среде главными достоинствами женщины считались здоровье, сила, выносливость — и костюм подчеркивал эти качества. Напуск рубахи, многочисленные нагрудные и пышные набедренные украшения зрительно делали женскую фигуру устойчивой и тяжеловесной, словно вырастающей из земли, а толстые ноги, которые таковыми получались благодаря аккуратно обернутым белым обмоткам, напоминали стволы берез. В такой одежде движения человека были замедленными, степенными.
В костюме мокшанок сложились характерные приемы в надевании и ношении многосоставного ансамбля одежды. Полный комплекс включает в себя несколько холщовых рубах, богато украшенных вышивкой, а также нагрудные и поясные украшения, головной убор с височными подвесками. По своему силуэту костюм мордвы-мокши отличался монолитностью, при этом сильно акцентировались черты женской фигуры. На праздник женщины надевали по несколько нарядно вышитых рубах. Верхняя рубаха ожа ки — шедевр вышивального искусства. Щедро расшитая набором и росписью черными, темно-синими и красными нитями домотканая рубаха превращалась в великолепное одеяние. К отделке рубахи мокшанки приступали до того, как она была сшита. Вышитые полотна сшивались в определенной последовательности: вначале стан рубахи, затем рукава. Главной, определяющей название рубахи вышивкой была широкая дорожка, выполнявшаяся вдоль рукава — ожа ки (дословный перевод — дорога рукава). Глубокий нагрудный вырез рубахи закалывали застежкой сюлгам. К ней прикреплялись ряды бисера, бус и стекляруса, которые чередовались с цепочками, медными пуговками. Завершался сюлгам шумящими подвесками — колокольчиками, жетонами на длинных витых цепочках. Излюбленные в мокшанском костюме ожерелья отличались разнообразием. Особо почитаемыми у мокшан северо-западной группы считались широкие круглые оплечья-воротники — цифкс. «Ее сначала услышишь, а потом увидишь», — так в народе говорили о мокшанке.
Мелодичный звон бубенцов и колокольчиков, по народным поверьям, отгонял злых духов, поэтому их так часто использовали в украшениях. Полный комплекс одеяния мокшанки привлекал внимание своим звучанием, ярким колоритом и сложным исполнением.
В большинстве регионов расселения мордвы праздничные костюмы едины по своему образно-пластическому решению. В народной среде главными достоинствами женщины считались здоровье, сила, выносливость — и костюм подчеркивал эти качества. Напуск рубахи, многочисленные нагрудные и пышные набедренные украшения зрительно делали женскую фигуру устойчивой и тяжеловесной, словно вырастающей из земли, а толстые ноги, которые таковыми получались благодаря аккуратно обернутым белым обмоткам, напоминали стволы берез. В такой одежде движения человека были замедленными, степенными.
В костюме мокшанок сложились характерные приемы в надевании и ношении многосоставного ансамбля одежды. Полный комплекс включает в себя несколько холщовых рубах, богато украшенных вышивкой, а также нагрудные и поясные украшения, головной убор с височными подвесками. По своему силуэту костюм мордвы-мокши отличался монолитностью, при этом сильно акцентировались черты женской фигуры. На праздник женщины надевали по несколько нарядно вышитых рубах. Верхняя рубаха ожа ки — шедевр вышивального искусства. Щедро расшитая набором и росписью черными, темно-синими и красными нитями домотканая рубаха превращалась в великолепное одеяние. К отделке рубахи мокшанки приступали до того, как она была сшита. Вышитые полотна сшивались в определенной последовательности: вначале стан рубахи, затем рукава. Главной, определяющей название рубахи вышивкой была широкая дорожка, выполнявшаяся вдоль рукава — ожа ки (дословный перевод — дорога рукава). Глубокий нагрудный вырез рубахи закалывали застежкой сюлгам. К ней прикреплялись ряды бисера, бус и стекляруса, которые чередовались с цепочками, медными пуговками. Завершался сюлгам шумящими подвесками — колокольчиками, жетонами на длинных витых цепочках. Излюбленные в мокшанском костюме ожерелья отличались разнообразием. Особо почитаемыми у мокшан северо-западной группы считались широкие круглые оплечья-воротники — цифкс. «Ее сначала услышишь, а потом увидишь», — так в народе говорили о мокшанке.
Мелодичный звон бубенцов и колокольчиков, по народным поверьям, отгонял злых духов, поэтому их так часто использовали в украшениях. Полный комплекс одеяния мокшанки привлекал внимание своим звучанием, ярким колоритом и сложным исполнением.