В полном своем ансамбле костюм теньгушевской невесты поражает роскошью и великолепием. Самобытный крой одежды, многочисленные украшения и величавый головной убор создавали торжественно-праздничный образ. Одна из характерных особенностей декора костюма невесты — обильное использование серебряных блесток, которые нашивались поверх вышивки, орнаментировали аппликацию на спине рубах, отчего наряд сверкал, как драгоценный, уподобляясь в народном представлении царственным одеждам.
Особый интерес представляет верхняя рубаха — нангунь панар. Этот тип одежды восходит к глубокой древности, ее надевали поверх двух других рубах, приподнимая подол, чтобы показать их нарядную вышивку. Необыкновенно широкими делались рукава, которые закладывались в складки на плечах и прикалывались фибулами. Ширины стана хватало на большой мягкий напуск — пазуху.
Обязательным элементом женского костюма являются поясные украшения, набедренник в виде трапециевидной подушечки, называемый сэри гаркс или каркс пуло. На набедренник было принято повязывать вышитый широкий пояс, отороченный бордовой бахромой из шелка сырца — нукур нангонь каркс. Ничем не декорированные его завязки спереди скрывал другой пояс — копу нангунь каркс. Для этих поясов использовались вышитые фрагменты, срезавшиеся со старых, пришедших в негодность ритуальных одежд. Довершали комплект поясных деталей подвески к поясу цект и пара боковых полотенец.
Отличительной особенностью наряда эрзянок данной локальной группы является красивое чресплечное украшение — ожа нучка. Чресплечные украшения у мордвы были не только функциональным элементом, но и оберегом.
Нагрудное украшение сюлгам соединяло и закрывало края разреза ворота рубахи.
Основным головным убором в костюме невесты-эрзянки была сорока — чепец с высоким, немного скругленным наверху очельем. Чтобы убор красиво держался, волосы туго заплетались у висков и укладывались на темени в виде гребня. Белоснежные шарики из гусиного пуха дополняли праздничный головной убор и создавали торжественный образ невесты.
Особый интерес представляет верхняя рубаха — нангунь панар. Этот тип одежды восходит к глубокой древности, ее надевали поверх двух других рубах, приподнимая подол, чтобы показать их нарядную вышивку. Необыкновенно широкими делались рукава, которые закладывались в складки на плечах и прикалывались фибулами. Ширины стана хватало на большой мягкий напуск — пазуху.
Обязательным элементом женского костюма являются поясные украшения, набедренник в виде трапециевидной подушечки, называемый сэри гаркс или каркс пуло. На набедренник было принято повязывать вышитый широкий пояс, отороченный бордовой бахромой из шелка сырца — нукур нангонь каркс. Ничем не декорированные его завязки спереди скрывал другой пояс — копу нангунь каркс. Для этих поясов использовались вышитые фрагменты, срезавшиеся со старых, пришедших в негодность ритуальных одежд. Довершали комплект поясных деталей подвески к поясу цект и пара боковых полотенец.
Отличительной особенностью наряда эрзянок данной локальной группы является красивое чресплечное украшение — ожа нучка. Чресплечные украшения у мордвы были не только функциональным элементом, но и оберегом.
Нагрудное украшение сюлгам соединяло и закрывало края разреза ворота рубахи.
Основным головным убором в костюме невесты-эрзянки была сорока — чепец с высоким, немного скругленным наверху очельем. Чтобы убор красиво держался, волосы туго заплетались у висков и укладывались на темени в виде гребня. Белоснежные шарики из гусиного пуха дополняли праздничный головной убор и создавали торжественный образ невесты.