В экспозиции Ирбитского государственного музея изобразительных искусств представлена гравюра Алексея Федоровича Зубова «Свадьба Петра I и Екатерины в Зимнем дворце в Петербурге 19 февраля 1712 года», выполненная в технике офорта.
На гравюре изображен большой зал первого Зимнего дворца, стены и потолок которого украшены коврами, гобеленами и венецианскими зеркалами. Столы поставлены замкнутой буквой «О». Помещение освещала люстра из черного дерева и слоновой кости, выточенная самим Петром Алексеевичем. На первом плане спиной к зрителям сидят дамы, между которыми, в центре, вполоборота — Екатерина.
На противоположной стороне стола, на втором плане, сидят мужчины. В центре — Петр, около него стоит Меншиков, который был церемониймейстером на свадьбе. Все одеты по западноевропейской моде: дамы в открытых платьях-робах, с высокими башнеобразными прическами, мужчины — в кафтанах и париках. Через открытые боковые двери видны еще столы, за которыми сидят приглашенные гости. Вся картина свадьбы представлена торжественно и парадно.
На гравюре внизу во всю длину листа поставлена надпись: «Изображение Брака его Царского Величества Петра Первого Самодержца Всероссийского». Гравюра не имеет подписи мастера, но, несмотря на это, она несомненно является работой Зубова. В то время в России было всего два гравера, которые по своему мастерству могли сделать этот лист, — Зубов и Пикарт. Последний в это время был в Москве, в Петербург он переехал только в 1714 году. В своей работе Зубов опирался в качестве образца на гравюру Шхонебека «Свадьба Ф. Шанского» 1702 года. Сравнение этих двух работ дает возможность увидеть, как возросло мастерство Зубова, поднявшегося вровень со своим учителем, способного вносить в разработку каждой темы самостоятельные решения.
Официально Петр I вступил в брак с Екатериной Алексеевной (будущей
императрицей Екатериной I) в начале 1712 года в Петербурге. Хотя на
самом деле они в строжайшей тайне обвенчались еще в 1707 году. В
то время первая супруга Петра Евдокия Лопухина была еще жива, поэтому брак с
Екатериной вызвал бы недовольство высших иерархов Русской православной церкви.
Может быть, поэтому создание и дальнейшее распространение гравюры «Свадьба Петра I и Екатерины в Зимнем дворце в Петербурге
19 февраля 1712 года» обросло множеством вопросов и загадок,
которые не разрешены до сих пор.