В первой четверти XVIII века гравюра была не просто видом искусства — она играла важную роль в распространении информации, пропаганде и просвещении. Стилистически гравюры делились на художественные, тщательно проработанные листы — и технические: планы, чертежи, карты. Они малоинтересны с эстетической точки зрения, но представляют историческую ценность.
Гравюры появлялись как быстрый ответ на важные события, ключевые моменты истории. С этой целью в первые годы Северной войны армию сопровождала целая походная мастерская — печатники с печатным станом и два гравера. Петр I выступал требовательным главным заказчиком.
Представленная гравюра посвящена победоносному Нарвскому сражению и составляет единую композицию с парным к ней портретом Александра Меншикова. Изображения связывают общая панорама боя, помещенная в центре (царь и князь устремляются к осажденной крепости, каждый со своей стороны), и декоративные кулисы по краям.
Едины и стилистические приемы исполнения. Справа и слева от всадников их приближенные несут императорский щит с двуглавым орлом и княжеский — с фамильным гербом. Фигуры Петра и Меншикова намеренно увеличены по сравнению со свитой. Пространство гравюры многопланово: это авансцена, на которую выведены главные герои, далее — полоса идущих войск и в глубине — осажденная крепость.
Традиция парадного портрета требовала придавать монархам черты античных богов и героев или помещать божеств рядом с ними. На настоящей гравюре в качестве спутников Петра изображены Минерва (венчает его императорской короной), богиня славы Фама и орел.
В первоначальной версии гравюры Питер Пикарт изобразил Петра длиннолицым, в парике на западноевропейский манер. Из-за сомнительного портретного сходства работу запретили тиражировать и передали на доработку другому граверу, Алексею Фёдоровичу Зубову.
Зубов сохранил композицию, переделав только голову монарха и добавив надпись в нижнем поле гравюры: «ПЕТРЪ ВЕЛИКIИ Ѡтецъ Ѡтечества. iмператоръ всероссiискiи» («Пётр Великий, Отец Отечества, император Всероссийский»).