В осетинском искусстве нет почти ни одного художника, который хотя бы раз не обратился бы к иллюстрированию нартовских сказаний. Хаджумар Сабанов не стал исключением. В основе сюжета его картины лежит одно из древних сказаний нартовского эпоса — сказание об Ацамазе и Агунде.
Нарты — это поэтический псевдоним самих создателей эпоса, алан. Нартовский эпос — это поэтизированная и фантастическая автобиография народа в древнейший, овеянный мифами и легендами период его жизни.
Ацамаз — один из самых солнечных героев мира нартов. Ему после смерти отца, как самому младшему из сыновей, в наследство досталась одна только свирель, тогда как братья его получили весь скот и отцовское хозяйство. Свирель обладала чудесными свойствами. Аце, отцу Ацамаза, преподнес ее в дар небожитель, покровитель благородных зверей, Афсати.
Однажды Ацамаз взял золотую свирель, взобрался на черную гору и стал играть, и волшебная мелодия его оживила всю природу: собрались вокруг него всевозможные звери и пустились в пляс, птицы запели, голая земля покрылась свежей травой и цветами, а ледники начали таять. Эта необычайная песня привлекла внимание красавицы Агунды, дочери Сайнаг-алдара, за руку которой безуспешно боролись многие нарты. Спустя время и испытания Ацамаз смог жениться на Агунде, и нарты с небожителями всем светом праздновали это событие.
В новый дом Ацамаза и Агунду сопровождали Уастырджи (покровитель мужчин, военных и разбойничьих походов), покровитель урожая Никкола, громовержец Уацилла (Елиа), дух-покровитель равнины Татартупп и старший из нартов Урузмаг.
Свадьба Ацамаза
