Интерес к духовной культуре, религии и древнерусской живописи Николай Семёнович Голованов пронес через всю жизнь. Дирижер обладал внушительной коллекцией древнерусского искусства, его частное собрание икон считалось одним из лучших среди современников.
В собрании икон Голованова есть как новоделы, так и редкие старинные образцы, относящиеся к XV веку. Пути формирования коллекции разнообразны. Некоторые из работ Голованов приобретал через посредников, другие попадали к нему из закрытых советской властью храмов. Как правило, произведения размещались в спальне, и их могли видеть только близкие люди. Известная сокрытость великолепной коллекции от излишнего внимания посторонних, несомненно, обусловлена не только тем, что вера — глубоко личное переживание. Немалую роль сыграл и тот факт, что в условиях советской реальности, пропаганды атеизма и общей культурной ситуации открытая религиозность для Николая Семёновича Голованова была невозможна и опасна.
В настоящее время коллекция насчитывает порядка 28 икон. После смерти дирижера значительная часть произведений древнерусского искусства — более 60 вещей — отошла Третьяковской галерее, местонахождение еще 58 икон остается неизвестным. Однако и по тому небольшому количеству образов, оставшихся в музее-квартире, мы можем судить о первоначальной коллекции, в которой, наряду с выразительностью и одухотворенностью образов, Николая Семёновича увлекали различные техники исполнения и оригинальность художественного замысла. Одним из ярких экспонатов является образ одного из самых почитаемых в православии святых, святителя Николая Чудотворца, датируемый XVII веком. Николай Чудотворец был покровителем Николая Семёновича. Икона дошла до наших дней в сохранности и поныне поражает своей изысканной красотой: внушительные размеры основы, на которой написано произведение; строгий образ святителя; тонкое письмо, с четким рисунком белильных разделок одежд; басменный оклад, венцы и цаты, украшенные сканью с эмалями и цветными камнями, — все в совокупности влияет на создание одухотворенного образа.
В собрании икон Голованова есть как новоделы, так и редкие старинные образцы, относящиеся к XV веку. Пути формирования коллекции разнообразны. Некоторые из работ Голованов приобретал через посредников, другие попадали к нему из закрытых советской властью храмов. Как правило, произведения размещались в спальне, и их могли видеть только близкие люди. Известная сокрытость великолепной коллекции от излишнего внимания посторонних, несомненно, обусловлена не только тем, что вера — глубоко личное переживание. Немалую роль сыграл и тот факт, что в условиях советской реальности, пропаганды атеизма и общей культурной ситуации открытая религиозность для Николая Семёновича Голованова была невозможна и опасна.
В настоящее время коллекция насчитывает порядка 28 икон. После смерти дирижера значительная часть произведений древнерусского искусства — более 60 вещей — отошла Третьяковской галерее, местонахождение еще 58 икон остается неизвестным. Однако и по тому небольшому количеству образов, оставшихся в музее-квартире, мы можем судить о первоначальной коллекции, в которой, наряду с выразительностью и одухотворенностью образов, Николая Семёновича увлекали различные техники исполнения и оригинальность художественного замысла. Одним из ярких экспонатов является образ одного из самых почитаемых в православии святых, святителя Николая Чудотворца, датируемый XVII веком. Николай Чудотворец был покровителем Николая Семёновича. Икона дошла до наших дней в сохранности и поныне поражает своей изысканной красотой: внушительные размеры основы, на которой написано произведение; строгий образ святителя; тонкое письмо, с четким рисунком белильных разделок одежд; басменный оклад, венцы и цаты, украшенные сканью с эмалями и цветными камнями, — все в совокупности влияет на создание одухотворенного образа.