Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Музей истории православия Сибири»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Святой Иоанн, предстоящий к распятию

Время создания
XVIII век
Размер
182x55x35 см
Техника
резьба объемная, роспись
0
Открыть в приложении
#1
Святой Иоанн, предстоящий к распятию
#2
Деревянная скульптура из коллекции Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника изображает Иоанна Богослова — евангелиста и одного из 12 апостолов. Это изваяние было частью многофигурной композиции, которая воплощала сцену казни Христа. Изображения Богородицы и Иоанна Богослова у креста в православной традиции называются предстоящими к распятию.
 
Скульптуру изготовил неизвестный мастер в XVIII столетии. Он придал Иоанну черты молодого человека — безбородого, с длинными волнистыми волосами, которые свободно распущены по плечам. Одну руку апостол прижал к щеке, другую держит согнутой у пояса. Его лицо, по задумке автора, выражает скорбь: уголки губ опущены, глаза задумчивы и печальны.
 
Мастер детально проработал облачение Иоанна: длинный зеленый хитон со светлым витым поясом, красный плащ-гиматий с застежкой в форме цветка. Из-под края одеяния видны босые ступни апостола.
 
Деревянные скульптуры стали популярны в сибирских храмах в конце XVII века. Святейший Синод пытался запретить их, но северные мастера продолжали изготавливать подобные изваяния. Первые образцы были довольно грубыми: резчики только намечали лики, волосы, одеяния, но не прорабатывали детали. К XVIII веку скульптуры стали изящнее и пластичнее. С этого времени мастера старались приблизить черты лица к реальным человеческим, тщательно соблюдали пропорции, добавляли мелкие детали и украшали их резьбой.
 
Основным материалом для сибирских храмовых скульптур служила сосна. Она не боялась сырости и паразитов, не трескалась со временем, хорошо поддавалась обработке. Мелкие элементы вроде терновых венцов или крестов, а иногда лица и кисти рук вырезали из более мягкой древесины лиственных пород — липы или березы.
 
С сырым материалом резчики не работали никогда. Заготовки создавали летом, чтобы успеть просушить их на солнце. Сердцевину часто удаляли, чтобы готовое изделие меньше деформировалось. Скульптуры вырезали из цельного куска древесины или склеивали из отдельных деталей. Чтобы следы соединения не были заметны, из покрывали кусочками специальной пеньковой или льняной ткани — паволоки.
#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Святой Иоанн, предстоящий к распятию

Время создания
XVIII век
Размер
182x55x35 см
Техника
резьба объемная, роспись
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%