Деревянная скульптура из коллекции Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника изображает Иоанна Богослова — евангелиста и одного из 12 апостолов. Это изваяние было частью многофигурной композиции, которая воплощала сцену казни Христа. Изображения Богородицы и Иоанна Богослова у креста в православной традиции называются предстоящими к распятию.
Скульптуру изготовил неизвестный мастер в XVIII столетии. Он придал Иоанну черты молодого человека — безбородого, с длинными волнистыми волосами, которые свободно распущены по плечам. Одну руку апостол прижал к щеке, другую держит согнутой у пояса. Его лицо, по задумке автора, выражает скорбь: уголки губ опущены, глаза задумчивы и печальны.
Мастер детально проработал облачение Иоанна: длинный зеленый хитон со светлым витым поясом, красный плащ-гиматий с застежкой в форме цветка. Из-под края одеяния видны босые ступни апостола.
Деревянные скульптуры стали популярны в сибирских храмах в конце XVII века. Святейший Синод пытался запретить их, но северные мастера продолжали изготавливать подобные изваяния. Первые образцы были довольно грубыми: резчики только намечали лики, волосы, одеяния, но не прорабатывали детали. К XVIII веку скульптуры стали изящнее и пластичнее. С этого времени мастера старались приблизить черты лица к реальным человеческим, тщательно соблюдали пропорции, добавляли мелкие детали и украшали их резьбой.
Основным материалом для сибирских храмовых скульптур служила сосна. Она не боялась сырости и паразитов, не трескалась со временем, хорошо поддавалась обработке. Мелкие элементы вроде терновых венцов или крестов, а иногда лица и кисти рук вырезали из более мягкой древесины лиственных пород — липы или березы.
С сырым материалом резчики не работали никогда. Заготовки создавали летом, чтобы успеть просушить их на солнце. Сердцевину часто удаляли, чтобы готовое изделие меньше деформировалось. Скульптуры вырезали из цельного куска древесины или склеивали из отдельных деталей. Чтобы следы соединения не были заметны, из покрывали кусочками специальной пеньковой или льняной ткани — паволоки.
Скульптуру изготовил неизвестный мастер в XVIII столетии. Он придал Иоанну черты молодого человека — безбородого, с длинными волнистыми волосами, которые свободно распущены по плечам. Одну руку апостол прижал к щеке, другую держит согнутой у пояса. Его лицо, по задумке автора, выражает скорбь: уголки губ опущены, глаза задумчивы и печальны.
Мастер детально проработал облачение Иоанна: длинный зеленый хитон со светлым витым поясом, красный плащ-гиматий с застежкой в форме цветка. Из-под края одеяния видны босые ступни апостола.
Деревянные скульптуры стали популярны в сибирских храмах в конце XVII века. Святейший Синод пытался запретить их, но северные мастера продолжали изготавливать подобные изваяния. Первые образцы были довольно грубыми: резчики только намечали лики, волосы, одеяния, но не прорабатывали детали. К XVIII веку скульптуры стали изящнее и пластичнее. С этого времени мастера старались приблизить черты лица к реальным человеческим, тщательно соблюдали пропорции, добавляли мелкие детали и украшали их резьбой.
Основным материалом для сибирских храмовых скульптур служила сосна. Она не боялась сырости и паразитов, не трескалась со временем, хорошо поддавалась обработке. Мелкие элементы вроде терновых венцов или крестов, а иногда лица и кисти рук вырезали из более мягкой древесины лиственных пород — липы или березы.
С сырым материалом резчики не работали никогда. Заготовки создавали летом, чтобы успеть просушить их на солнце. Сердцевину часто удаляли, чтобы готовое изделие меньше деформировалось. Скульптуры вырезали из цельного куска древесины или склеивали из отдельных деталей. Чтобы следы соединения не были заметны, из покрывали кусочками специальной пеньковой или льняной ткани — паволоки.