Предстоящими к распятию в христианском искусстве называют фигуры на иконах или в скульптурных композициях, которые расположены рядом с Христом, как свидетели его казни. Чаще всего так изображают Богородицу и апостола Иоанна Богослова.
Резные деревянные скульптуры изображения с предстоящими появились в русских православных церквях еще в середине XVII века. В коллекции Архиерейского дома хранится более поздняя работа: неизвестный мастер создал ее в XIX столетии. Он изобразил Богоматерь в полный рост, со скрещенными руками и склоненной головой. Богородица облачена в длинный красный хитон и темно-синее головное покрывало — мафорий. Оно плотно прилегает к голове и полностью скрывает волосы. Взгляд Богоматери печален и обращен вниз. Черты лица и кисти рук крупные. В сибирском православном искусстве часто встречаются подобные изображения, они заметно отличаются от канонической манеры иконописи, где лики имеют тонкие византийские черты.
Русская православная церковь долго не одобряла деревянные храмовые скульптуры. Многие патриархи считали, что они заимствованы у «язычников» и «латинян» — то есть близки к древним идолам и католическим изваяниям, а потому чужды русской культуре. В 1722 году Святейший Синод издал указ, по которому скульптурные изображения Христа, Богородицы и святых запрещалось использовать в богослужениях. А более века спустя, в 1832-м, император Николай I ужесточил это требование: по его распоряжению в церквях нельзя было иметь иные изображения, кроме иконописных.
Но в северных губерниях резчики по дереву продолжали изготавливать подобные скульптуры. Хранили их тайно, прятали в домах прихожан или скрытых помещениях храмов.
Чаще всего скульптуры евангельских персонажей вырезали из сосны: она долго хранилась и легко обрабатывалась. Мелкие детали изготавливали из мягких пород — липы или березы. Древесину тщательно просушивали, сердцевину бревна чаще всего удаляли: полое изваяние меньше трескалось со временем.
Выступающие детали скульптуры всегда вырезали отдельно, а потом закрепляли с помощью деревянных штифтов и клея. Готовую фигуру шлифовали, иногда оклеивали холстом и грунтовали, а чаще всего наносили краску прямо на деревянную поверхность. Цвета выбирали приглушенные: они лучше подчеркивали рельеф.
Резные деревянные скульптуры изображения с предстоящими появились в русских православных церквях еще в середине XVII века. В коллекции Архиерейского дома хранится более поздняя работа: неизвестный мастер создал ее в XIX столетии. Он изобразил Богоматерь в полный рост, со скрещенными руками и склоненной головой. Богородица облачена в длинный красный хитон и темно-синее головное покрывало — мафорий. Оно плотно прилегает к голове и полностью скрывает волосы. Взгляд Богоматери печален и обращен вниз. Черты лица и кисти рук крупные. В сибирском православном искусстве часто встречаются подобные изображения, они заметно отличаются от канонической манеры иконописи, где лики имеют тонкие византийские черты.
Русская православная церковь долго не одобряла деревянные храмовые скульптуры. Многие патриархи считали, что они заимствованы у «язычников» и «латинян» — то есть близки к древним идолам и католическим изваяниям, а потому чужды русской культуре. В 1722 году Святейший Синод издал указ, по которому скульптурные изображения Христа, Богородицы и святых запрещалось использовать в богослужениях. А более века спустя, в 1832-м, император Николай I ужесточил это требование: по его распоряжению в церквях нельзя было иметь иные изображения, кроме иконописных.
Но в северных губерниях резчики по дереву продолжали изготавливать подобные скульптуры. Хранили их тайно, прятали в домах прихожан или скрытых помещениях храмов.
Чаще всего скульптуры евангельских персонажей вырезали из сосны: она долго хранилась и легко обрабатывалась. Мелкие детали изготавливали из мягких пород — липы или березы. Древесину тщательно просушивали, сердцевину бревна чаще всего удаляли: полое изваяние меньше трескалось со временем.
Выступающие детали скульптуры всегда вырезали отдельно, а потом закрепляли с помощью деревянных штифтов и клея. Готовую фигуру шлифовали, иногда оклеивали холстом и грунтовали, а чаще всего наносили краску прямо на деревянную поверхность. Цвета выбирали приглушенные: они лучше подчеркивали рельеф.