Деревянная скульптура из коллекции Архиерейского дома изображает Николая Можайского — ипостась Николая Чудотворца, одного из самых почитаемых святых в Русской православной церкви. По легенде, первый образ Николая Можайского появился примерно в XIII веке в городе Можайске — отсюда и произошло его название. В то время город осадили враги. Жители стали молиться Николаю Чудотворцу и, по преданию, в небе появился образ святого с мечом в одной руке и миниатюрным городом в другой. Враги в страхе бежали. С тех пор Николай считался небесным покровителем Можайска, а неизвестный мастер вырезал из дерева его фигуру. Скульптура долго хранилась в Можайском кремле, а сейчас находится в Третьяковской галерее.
Храмовое изваяние из Тобольского музея создал неизвестный автор в XVII столетии. Святой облачен в длинное просторное одеяние — подризник синего цвета. Поверх рукавов на запястьях изображены поручи — подобие манжет с золоченым резным орнаментом. В православной традиции этот элемент одеяния символизировал служение Христу.
Поверх подризника святой Николай одет в фелонь — верхнее свободное одеяние без рукавов, которое православные священники надевали во время богослужений. Верх фелони украшен шахматным узором, ниже изображена охристо-красная подкладка. По краю одеяния располагается декоративная полоса с золотым орнаментом: она имитирует вышивку. На шее святого изображен омофор — широкая белая лента с красной окантовкой, изображениями крестов, полосками и кистями по краям. В православии омофор символизировал овцу, которую в Евангелии спас Христос. Через такой символ священника сравнивали с заботливым пастырем, который оберегает прихожан от опасностей неправедной жизни.
Силуэт святителя Николая вытянут, голова по сравнению с пропорциями туловища несколько увеличена. Неизвестный мастер тщательно проработал черты лица — большие печальные глаза, высокий лоб, прямой тонкий нос, однако волосы и бороду обозначил лишь условно. Краски для скульптуры выбраны приглушенные: считалось, что неяркие тона лучше подчеркивают фактуру дерева.
Храмовое изваяние из Тобольского музея создал неизвестный автор в XVII столетии. Святой облачен в длинное просторное одеяние — подризник синего цвета. Поверх рукавов на запястьях изображены поручи — подобие манжет с золоченым резным орнаментом. В православной традиции этот элемент одеяния символизировал служение Христу.
Поверх подризника святой Николай одет в фелонь — верхнее свободное одеяние без рукавов, которое православные священники надевали во время богослужений. Верх фелони украшен шахматным узором, ниже изображена охристо-красная подкладка. По краю одеяния располагается декоративная полоса с золотым орнаментом: она имитирует вышивку. На шее святого изображен омофор — широкая белая лента с красной окантовкой, изображениями крестов, полосками и кистями по краям. В православии омофор символизировал овцу, которую в Евангелии спас Христос. Через такой символ священника сравнивали с заботливым пастырем, который оберегает прихожан от опасностей неправедной жизни.
Силуэт святителя Николая вытянут, голова по сравнению с пропорциями туловища несколько увеличена. Неизвестный мастер тщательно проработал черты лица — большие печальные глаза, высокий лоб, прямой тонкий нос, однако волосы и бороду обозначил лишь условно. Краски для скульптуры выбраны приглушенные: считалось, что неяркие тона лучше подчеркивают фактуру дерева.