В 1612–1621 годах фламандский живописец Ян Янсенс путешествовал по Италии. Там он познакомился с работами Микеланджело да Караваджо, а также с его последователями-караваджистами из города Утрехт: Дирком ван Бабюреном, Герритом ван Хонтхорстом и Хендриком Тербрюггеном.
Произведения этих художников своей композиционной выразительностью, контрастным освещением и стремлением к реалистическому изображению натуры оказали сильное влияние на стиль Янсенса.
По возвращении на родину живописец вступил в гильдию Святого Луки в Генте, где прошел путь от свободного мастера до декана.
Основной темой творчества Янсенса были библейские и — значительно реже — мифологические сюжеты. Мастер неоднократно изображал сцены из жизни Иисуса Христа. Он также несколько раз за свою карьеру писал Воскресение Христово. Основная версия находится в Соборе Святого Спасителя в Брюгге. В ней автору удалось показать свою оригинальность и независимость от других караваджистов.
Работы Янсенса соответствовали установкам Контрреформации — церковно-политического движения в Европе середины XV–XVII века, имевшего своей целью восстановить позиции и престиж Римско-католической церкви.
Беспощадный и трезвый реализм, а также драматические эффекты со скрытым светом, сияющим на фигурах художника, были призваны обеспечить сильное эмоциональное воздействие на зрителя.
Изображенный Святой Иероним был раннехристианским богословом. Он родился в 40-е годы IV века в городе Стридон. В молодости совершил паломничество в Палестину, затем четыре года прожил отшельником в Халкидской пустыне. В зрелом возрасте обосновался в Вифлееме, где долгие годы трудился над переводом полного текста Библии. На холсте Янсенс объединяет разные этапы его жития.
Вероятно, основным сюжетом картины послужило известное событие, произошедшее с аскетом, — вещее видение суда Божьего. Оно явилось Иерониму как предупреждение о наказании за чтение книг языческих авторов. С тех пор Иероним «с таким усердием стал читать Божественное, с каким не читал прежде светского».
В искусстве главными атрибутами Иеронима Стридонского были: лев, которого он, согласно легенде, приручил, вынув из лапы колючку, череп — в знак его отречения от мира — и Библия. Ян Янсенс написал его в одеждах красного, кардинальского цвета, хотя при жизни Святой Иероним был папским советником, а коллегия кардиналов Римской церкви появилась значительно позже.
Атрибуция картины Янсенса была предложена в 1959 году сотрудником Государственного Эрмитажа Ириной Линник. На данный момент это единственное опознанное произведение художника в отечественных собраниях.
Произведения этих художников своей композиционной выразительностью, контрастным освещением и стремлением к реалистическому изображению натуры оказали сильное влияние на стиль Янсенса.
По возвращении на родину живописец вступил в гильдию Святого Луки в Генте, где прошел путь от свободного мастера до декана.
Основной темой творчества Янсенса были библейские и — значительно реже — мифологические сюжеты. Мастер неоднократно изображал сцены из жизни Иисуса Христа. Он также несколько раз за свою карьеру писал Воскресение Христово. Основная версия находится в Соборе Святого Спасителя в Брюгге. В ней автору удалось показать свою оригинальность и независимость от других караваджистов.
Работы Янсенса соответствовали установкам Контрреформации — церковно-политического движения в Европе середины XV–XVII века, имевшего своей целью восстановить позиции и престиж Римско-католической церкви.
Беспощадный и трезвый реализм, а также драматические эффекты со скрытым светом, сияющим на фигурах художника, были призваны обеспечить сильное эмоциональное воздействие на зрителя.
Изображенный Святой Иероним был раннехристианским богословом. Он родился в 40-е годы IV века в городе Стридон. В молодости совершил паломничество в Палестину, затем четыре года прожил отшельником в Халкидской пустыне. В зрелом возрасте обосновался в Вифлееме, где долгие годы трудился над переводом полного текста Библии. На холсте Янсенс объединяет разные этапы его жития.
Вероятно, основным сюжетом картины послужило известное событие, произошедшее с аскетом, — вещее видение суда Божьего. Оно явилось Иерониму как предупреждение о наказании за чтение книг языческих авторов. С тех пор Иероним «с таким усердием стал читать Божественное, с каким не читал прежде светского».
В искусстве главными атрибутами Иеронима Стридонского были: лев, которого он, согласно легенде, приручил, вынув из лапы колючку, череп — в знак его отречения от мира — и Библия. Ян Янсенс написал его в одеждах красного, кардинальского цвета, хотя при жизни Святой Иероним был папским советником, а коллегия кардиналов Римской церкви появилась значительно позже.
Атрибуция картины Янсенса была предложена в 1959 году сотрудником Государственного Эрмитажа Ириной Линник. На данный момент это единственное опознанное произведение художника в отечественных собраниях.