В доме удмуртов для детей был специальный детский стульчик. В него заботливая мать усаживала малыша, который только начинал сидеть и ползать. Прежде чем сесть работать за ткацкий станок, женщина ставила рядом стул (дуплё), сажала туда ребенка, давала ему в руки игрушку — погремушку и спокойно приступала к работе. Массивная «дуплянка» удерживала непоседливого кроху на месте, позволяя женщине заниматься домашними делами. Чтобы ребенок не заскучал и не заплакал, стул часто ставили к лавке, на которую выкладывали разнообразные игрушки: берестяные и деревянные погремушки, куклы-закрутки. Производство такого стульчика — дело нехитрое. Ствол дерева распиливали на части и в деревянной чурке выдалбливали отверстие (не случайно, «гырк» в переводе с удмуртского языка означает «дупло»). Стул представляет собой полый цилиндр без дна. Внутри, в нижней части в пазы в стенках вставлена перекладина для сидения в виде толстого прямоугольного бруска. Стул был распространен в сельской местности у русских и удмуртов.
Удмуртские крестьянине особенно заботились о детях. Удмуртский писатель, этнограф и священнослужитель Григорий Верещагин писал, что удмурты «счастье полагают только в детях, особенно в сыновьях, поэтому у кого есть дети, тот считает вправе назвать себя счастливым, довольным судьбой».
В силу того, что в прошлом земельный надел в общинах выделялся только на мужские души, любая семья радовалась рождению мальчиков, но никогда у удмуртов, как у некоторых этносов, не было ярко выраженного предпочтения рождению мальчика перед рождением девочки, всегда просили богов, чтобы в семье были и те и другие.
Удмурты называли детей «нылпиос» — буквально — «девочки-мальчики». Считалось, чем больше детей, тем больше эту семью любят боги. В народе твердо знали: один ребенок — это еще не ребенок, два ребенка — только полребенка, три ребенка — это уже ребенок.
В младенческом возрасте ребенок находился, главным образом, под материнским надзором.
Отправляясь на работу в поле, она брала его с собой, как правило, поблизости от места работы устанавливала треногу, к которой подвешивала заплечную переноску — колыбель. При наличии детей постарше присмотр за младенцем мать поручала им. Отцы не отстранялись совсем от воспитания, но занимались они детьми, когда те немного подрастали.
Также использовали деревянные ходунки с колесиками. Держась за верхнюю перекладину, ребенок толкал ходунки от себя и учился ходить. К детям рекомендовалось относиться с вниманием и лаской: «Ребенка розгой и криком не выучишь». От детей требовалось уважительное отношение к родителям. «Мать с отцом плохому не научат, худо не отзовутся» — учила народная мудрость.
Удмуртские крестьянине особенно заботились о детях. Удмуртский писатель, этнограф и священнослужитель Григорий Верещагин писал, что удмурты «счастье полагают только в детях, особенно в сыновьях, поэтому у кого есть дети, тот считает вправе назвать себя счастливым, довольным судьбой».
В силу того, что в прошлом земельный надел в общинах выделялся только на мужские души, любая семья радовалась рождению мальчиков, но никогда у удмуртов, как у некоторых этносов, не было ярко выраженного предпочтения рождению мальчика перед рождением девочки, всегда просили богов, чтобы в семье были и те и другие.
Удмурты называли детей «нылпиос» — буквально — «девочки-мальчики». Считалось, чем больше детей, тем больше эту семью любят боги. В народе твердо знали: один ребенок — это еще не ребенок, два ребенка — только полребенка, три ребенка — это уже ребенок.
В младенческом возрасте ребенок находился, главным образом, под материнским надзором.
Отправляясь на работу в поле, она брала его с собой, как правило, поблизости от места работы устанавливала треногу, к которой подвешивала заплечную переноску — колыбель. При наличии детей постарше присмотр за младенцем мать поручала им. Отцы не отстранялись совсем от воспитания, но занимались они детьми, когда те немного подрастали.
Также использовали деревянные ходунки с колесиками. Держась за верхнюю перекладину, ребенок толкал ходунки от себя и учился ходить. К детям рекомендовалось относиться с вниманием и лаской: «Ребенка розгой и криком не выучишь». От детей требовалось уважительное отношение к родителям. «Мать с отцом плохому не научат, худо не отзовутся» — учила народная мудрость.