Вятский просветитель Кузьма Андреев родился в 1857 году в деревне Карлыган Уржумского уезда Вятской губернии. По национальности Кузьма Андреев — удмурт. В 1873 году он поступил на учебу в крещено-татарскую школу. Там он научился писать, говорить по-русски и освоил основы православной веры. Полученные знания позволили ему вести просветительскую деятельность, сначала среди односельчан, а затем и среди жителей других сел.
На собственные деньги он приобрел в Казани пять экземпляров вотского букваря и стал учить грамоте желающих. 10 октября 1883 года, при помощи и поддержке директора Казанской учительской семинарии Николая Ильминского, в Карлыгане была открыта частная начальная миссионерская школа. В 1890 году школа стала называться Карлыганская Центральная вотская школа, а Андреев стал ее заведующим.
В школе учились и мужчины и женщины. Здесь изучали Закон Божий, церковное пение, русский язык, славянскую грамоту, арифметику, письмо, черчение. Поскольку профессиональных переводчиков на удмуртский язык в Вятской губернии в то время не было, Андреев сам занимался переводом литературы.
В работе Софьи Чичериной «У поволжских инородцев: Путевые заметки», изданной в Санкт-Петербурге в 1905 году, описывается внешность Андреева: «Кузьма Андреевич Андреев — человек среднего роста, с редкой русой бородой и русыми волосами. Выражение его лица — особенно глаз — необыкновенно доброе, просветленное… Он говорил с расстановкой и с инородническим выговором. Но в речах его было что-то глубокое и задушевное, которое приковывало внимание и производило сильное впечатление».
Андреев был талантливым самородком из Вятской глубинки, просветителем-энтузиастом и человеком, искренне любящим удмуртский народ. В работе Софьи Чичериной встречаются воспоминания о семье Кузьмы Андреева. Его жена была простой, доброй и любящей женщиной, но «из неграмотных вотячек», а потому не поддерживала его благих начинаний.
Несмотря на то, что формально его жена была крещеной, она происходила из традиционной удмуртской семьи, признающей исключительно язычество. Поэтому с началом просветительской деятельности Андреева его жена высказывала свои протесты.
Кузьма Андреев — незаурядная и целеустремленная личность, миссионер. Его методы просвещения существенно отличались от методов других просветителей того времени и приносили плоды. Все свои проповеди он читал на родном для инородцев языке, степенно и ненавязчиво. Он не критиковал традиционные верования язычников и старался помочь постичь азы православной веры.
На собственные деньги он приобрел в Казани пять экземпляров вотского букваря и стал учить грамоте желающих. 10 октября 1883 года, при помощи и поддержке директора Казанской учительской семинарии Николая Ильминского, в Карлыгане была открыта частная начальная миссионерская школа. В 1890 году школа стала называться Карлыганская Центральная вотская школа, а Андреев стал ее заведующим.
В школе учились и мужчины и женщины. Здесь изучали Закон Божий, церковное пение, русский язык, славянскую грамоту, арифметику, письмо, черчение. Поскольку профессиональных переводчиков на удмуртский язык в Вятской губернии в то время не было, Андреев сам занимался переводом литературы.
В работе Софьи Чичериной «У поволжских инородцев: Путевые заметки», изданной в Санкт-Петербурге в 1905 году, описывается внешность Андреева: «Кузьма Андреевич Андреев — человек среднего роста, с редкой русой бородой и русыми волосами. Выражение его лица — особенно глаз — необыкновенно доброе, просветленное… Он говорил с расстановкой и с инородническим выговором. Но в речах его было что-то глубокое и задушевное, которое приковывало внимание и производило сильное впечатление».
Андреев был талантливым самородком из Вятской глубинки, просветителем-энтузиастом и человеком, искренне любящим удмуртский народ. В работе Софьи Чичериной встречаются воспоминания о семье Кузьмы Андреева. Его жена была простой, доброй и любящей женщиной, но «из неграмотных вотячек», а потому не поддерживала его благих начинаний.
Несмотря на то, что формально его жена была крещеной, она происходила из традиционной удмуртской семьи, признающей исключительно язычество. Поэтому с началом просветительской деятельности Андреева его жена высказывала свои протесты.
Кузьма Андреев — незаурядная и целеустремленная личность, миссионер. Его методы просвещения существенно отличались от методов других просветителей того времени и приносили плоды. Все свои проповеди он читал на родном для инородцев языке, степенно и ненавязчиво. Он не критиковал традиционные верования язычников и старался помочь постичь азы православной веры.