Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Русское искусство XV−XX веков из фондов ГХМ ХМ»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Страшный суд

Время создания
Конец XVII - начало XVIII века
Размер
189x140 см
189х140х3,7 см
Техника
Дерево, темпера
0
Открыть в приложении
#1
Автор неизвестен
Страшный суд
#2
Иконография Страшного суда появилась на основе текстов Евангелия и последней книги Нового завета — Апокалипсиса. Также эту часть называют «Откровением Иоанна» — это речь Иисуса Христа, написанная Иоанном Богословом. О нем в Библии сказано мало, есть только упоминание о том, что Иоанн находился на острове Патмос, когда ему было первое видение. 

Поэтому иногда Богослова называют Патмосским. Как говорится в этих текстах, придёт момент, когда Иисус снова вернётся на землю, воскресит всех когда-либо живших на земле и будет вершить над ними суд. Исследователи предполагают, что пугающее изображение Страшного суда со сценами мучений помогало убеждать язычников принять христианство. Самая ранняя подобная икона на Руси появилась в XV веке, сегодня она хранится в Успенском соборе Московского Кремля.
#4

Вологодская школа иконописи

#5
Икона «Страшный суд» из коллекции Государственного художественного музея Ханты-Мансийска была создана в конце XVII — начале XVIII века. Её написали вологодские мастера. Вологодская иконописная школа начала формироваться в XIV веке, особенно самобытно выглядели вологодские иконы в XVI веке. Их отличали и утончённая манера письма, и цветовая палитра. К XVII веку вологодская иконопись приобрела черты новгородского и московского письма — насыщенные оттенки и чеканные линии.
#6

Иконография

#10
В иконе «Страшный суд» представлены несколько сцен. В верхнем ряду изображены два медальона. На одном из них написана Троица — Бог-отец, Бог-сын и Святой Дух. На второй — Иисус Христос в роли судьи. По одну сторону от него — город праведников Горний (Небесный) Иерусалим, по другую — войско ангелов. В средней части можно увидеть толпы людей, которые ожидают своего приговора. Иконописец изобразил их в модной в те годы одежде — нарядах Западной Европы и восточных земель.

В нижней части всегда писали ад и дьявола с душой Иуды в руках. Условно икону можно разделить на две части. В левой, по правую руку от Иисуса, изображали праведников, вознесение на небо и их души в райских садах. А грешники и их путь в ад — по левую руку от Иисуса (для смотрящих на икону это правая сторона).
#9

Техника

#8
Икону написали на высушенном куске древесины. Как правило, для этого использовали липу, ясень и другие несмолистые породы. Для основного изображения готовили специальное углубление, которое в иконописи называли ковчегом. Со временем ковчег выбирать перестали, и эта икона написана без него. Дерево покрывали поволокой — льняной тканью, а сверху левкасом — смесью мела, масла и клея. Рамку скрыли охрой, специальной краской на основе ржавчины и глины. По краю иконы мастера провели красную линию — опушь, она частично утеряна.

Икона долго находилась в вологодских храмах, пока в XX веке не попала в коллекцию собирателя русских древностей Виктора Самсонова. Отсюда образ выкупил Фонд поколений Ханты-Мансийского автономного округа, а в 2011 году передал её в музей.
#11
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Страшный суд

Время создания
Конец XVII - начало XVIII века
Размер
189x140 см
189х140х3,7 см
Техника
Дерево, темпера
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%