1 / 3
Святой Николай в житии
Время создания
Конец XVI - начало XVII века
Размер
64x50,7 см
64х50,7х3 см
64х50,7х3 см
Техника
Дерево, темпера
1
Открыть в приложении#1
Автор неизвестен
Святой Николай в житии
#3
#2
Николай Чудотворец жил в III веке нашей эры. Во времена гонений на христиан он был архиепископом в городе Миры римской провинции Ликия. Император Диоклетиан, который тогда находился у власти, приказал схватить его, бросить в темницу и пытать, пока не отречётся от христианства. В 324 году римским императором стал Флавий Валерий Аврелий Константин. Он сделал христианство главной религией в стране и вызволил Николая из плена.
Святой Николай прославился чудесами: воскресил утонувшего моряка, явился во сне императору и убедил не казнить ошибочно осуждённых, излечил больных. Почитать Николая Чудотворца стали ещё в IV веке, вскоре после его смерти. Культ этого святого распространился и на Руси. Самое раннее изображение Чудотворца датируется XI веком — лик находится в храме Святой Софии в Киеве.
Святой Николай прославился чудесами: воскресил утонувшего моряка, явился во сне императору и убедил не казнить ошибочно осуждённых, излечил больных. Почитать Николая Чудотворца стали ещё в IV веке, вскоре после его смерти. Культ этого святого распространился и на Руси. Самое раннее изображение Чудотворца датируется XI веком — лик находится в храме Святой Софии в Киеве.
#4
Иконография
#5
В древнерусской иконографии сложилось три типа образов. Образ Николая Мирликийского в полный рост с Евангелием называют «Никола Зарайский». Никола Можайский — тоже ростовая икона, только в отличие от Николы Зарайского здесь святой держит меч и городскую башню. Третий тип — икона поясная, она так и называется: «Никола Мирликийский». На ней Чудотворец изображается по пояс, а вверху в медальонах пишут Иисуса и Богоматерь.
На иконе из ханты-мансийского музея размещён третий иконографический тип в окружении клейм — изображений, дополняющих основной лик. Иконы, на которых были клейма с сюжетами из жизни, назывались именем святого с добавлением слов «в житии».
На иконе из ханты-мансийского музея размещён третий иконографический тип в окружении клейм — изображений, дополняющих основной лик. Иконы, на которых были клейма с сюжетами из жизни, назывались именем святого с добавлением слов «в житии».
#6
Этот образ окружают 12 клейм — сцены из жития Николая Мирликийского: рождество, обучение Николы грамоте, представление в дьяконы, в епископы, а также успение Николы и перенесение его мощей из Мир в Бари. В число 12 сюжетов входят и чудеса святого: явление Николая Мирликийского во сне императору Константину, спасение моряка Димитрия от потопления, исцеление сухорукой женщины, возвращение похищенного Василия домой.
Икону написали в конце XVI — начале XVII веков в Обонежье. Этот район Новгородской земли простирался от Ладожского озера до берегов Белого моря. Здесь в иконописи наблюдалось влияние новгородской школы — её отличали насыщенные цвета, чеканные линии и особая осанка святых.
#7
Техника
#8
Технология изготовления икон в Обонежье не отличалась от других регионов. Иконы писали на деревянной основе, но предварительно вырезали в ней ковчег — углубление с плоским дном, на которое наносили основное изображение. Работа над образами проходила в несколько этапов. Сначала на доску наклеивали тонкую льняную ткань, а затем грунтовали её, наносили левкас — смесь мела, клея и масла. А уже потом писали лики святых.
#9
Эта икона хранилась в собрании санкт-петербургского мецената Виктора Самсонова, а в 1996 году перешла в Фонд поколений Ханты-Мансийского автономного округа. В 2011 году её передали в музейную коллекцию.
#10
Государственный художественный музей Ханты-Мансийска
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Святой Николай в житии
Время создания
Конец XVI - начало XVII века
Размер
64x50,7 см
64х50,7х3 см
64х50,7х3 см
Техника
Дерево, темпера
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться