Этот железный стол сделали в первой половине XIX века на Нижнетагильском металлургическом заводе. Он принадлежал Г. Пиленко — горному специалисту, служившему на Урале. Автор работы неизвестен. На столешнице изображен эпизод из романа Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот».
Стол с росписью по металлу
Время создания
XIX век
Размер
77x168x78 см
77х168х78 см
77х168х78 см
Техника
Железо, масло, золочение, серебрение, роспись, трафаретная печать, лакировка.
Выставка
1
Открыть в приложении#3
#5
В Российской империи в начале XIX века сценки из известных художественных произведений или религиозных текстов часто использовали для украшения мебели, шкатулок и посуды. Рисунок на столе выполнен по канонам русской академической живописи. Это направление в искусстве родилось в стенах петербургской Академии художеств в конце XVIII века.
Живописцы, которые работали в стиле академизма, черпали вдохновение в произведениях искусства античности и Возрождения. Они следовали классическим образцам, выбирали для цветовой гаммы тёмные приглушённые оттенки, размещали на полотне большое количество персонажей.
<br>
#6
Рисунок нанесён методом трафаретной печати и покрыт прозрачным лаком. Для трафарета использовали тонкие металлические пластинки, на которых вырезали изображения. При помощи большой кисти трафаретный рисунок переносился на металлическую поверхность.
#7
Рисунок на столешнице — эпизод из романа Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот».
#8
Нижнетагильский чугуноплавильный завод был одной из ведущих фабрик в Российской империи, где производили высококачественный металл — чугун и медь. Изделия отличались высоким качеством благодаря уральскому металлу, который был пластичным и ковким. Нижнетагильский завод основал горнопромышленник Акинфий Демидов в 1725 году. Вместе с Невьянским железоделательным заводом, он стал центром особого вида живописи — росписи различных металлических изделий.
#9
Технология трафаретной росписи по металлу зародилась в середине XVIII века, а её расцвет связан с творчеством художников Худояровых. Они служили на Нижнетагильском заводе. Живописец Андрей Худояров и его сыновья украшали металлические изделия росписью и чеканным узором. Краски мастера изготавливали сами. Важную роль в производстве декорированной мебели играл прочный, но незаметный лак, который придавал блеск изделию. Он был таким прозрачным, что его называли хрустальным. Лак использовали не только для украшения: он предохранял металл и рисунок от возможных повреждений.
#10
Немецкий учёный и путешественник Пётр Паллас побывал на Урале в 1770-е годы и был заворожён искусством мастеров по росписи. Он описал один из методов трафаретной печати:
«Для помещения живописи вырезывают они ножом разные украшения, картины, деревца, птиц и прочее, <…> вырезанную бумагу, положив на лаке, помазывают золотом, обыкновенно для сего употребляемым, из чего желаемые изображения представляются».
#11
Стол с росписью по металлу стал частью музейной коллекции в 1914 году. Его передала музею Софья Тиме — начальница женской гимназии в Екатеринбурге и член Уральского общества любителей естествознания. Стол поступил в музей в ветхом состоянии, росписи почти не было видно. Реставрация экспоната длилась с 2010 по 2015 годы.
#12
Свердловский областной краеведческий музей им. О.Е. Клера
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Стол с росписью по металлу
Время создания
XIX век
Размер
77x168x78 см
77х168х78 см
77х168х78 см
Техника
Железо, масло, золочение, серебрение, роспись, трафаретная печать, лакировка.
Выставка
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться