Деревянные резные доски для изготовления пряников были популярны на Урале в XIX веке. На доске вырезали выпуклый рисунок, к которому потом плотно прижимали тесто. Узор оставался на лицевой стороне пряника.
#5
#17
Изготовление
#15
У уральских народов ремесло выемчатой резьбы по дереву передавалось из поколения в поколение и требовало не только мастерства, но и богатого воображения. Резчик должен был представить, как будут выглядеть детали формы после отпечатки на тесте.
#6
Материалом для пряничной доски служили твёрдые породы древесины — берёза, липа, орех, клён, груша. Перед тем как приступить к работе, мастер-резчик высушивал дерево в тени при естественной температуре. Из выдержанной древесины мастер выпиливал пластину толщиной около пяти сантиметров и наносил на неё рисунок. Чтобы печатная форма долго служила, после изготовления пряника её кипятили в масле. Так можно было быстро убирать с дерева остатки теста. При правильном уходе резная доска служила более семидесяти лет.
#16
Первые упоминания
#7
Впервые упоминание о резных досках встречается в XVII веке, когда на русских прилавках стали появляться заморские пряности. Они использовались для изготовления пряничного теста. Купец из Германии Теннис Фенне в русско-немецком словаре 1607 года упомянул слово «пьпраник», имея в виду медовую коврижку с перцем и другими специями.
#14
Использование
#8
В старину декоративные пряники были не только вкусным и самым дешёвым лакомством — в русском быту они играли и обрядовую роль. Этот десерт обязательно присутствовал на столе во время всех религиозных праздников, свадеб и именин. С появлением рождественских ёлок пряники вешали на ветки дерева для украшения. В середине XIX века их начали выпускать кондитерские фабрики. Резная доска с рисунком была обязательным приспособлением как в домашнем, так и в фабричном производстве. Готовый пряник покрывали разноцветной глазурью, и он становился предметом декоративно-прикладного искусства.
#9
Резные доски производили до конца XIX века. Среди них были две разновидности: подносные и картинные.
#12
Подносные доски
#19
Подносная пряничная доска.
#10
Подносные доски — более крупные. На них изображали круглую или прямоугольную рамку с узорной каймой. Внутри рамки было выгравировано одно большое изображение птицы, животного или предмета посуды, например кувшина или самовара.
#13
Картинные доски
#20
Картинная пряничная доска.
#11
На картинных досках выбивали фигурный рисунок, который состоял из разных элементов, симметричных друг другу. Чтобы получить симметричный узор, художник-резчик наносил на доску рисунок в зеркальном отражении. Могли встречаться ветки деревьев, растения, цветы, плоды, сюжеты из сказок и геометрические фигуры. Самыми популярными рисунками были изображение рыбы и растительный орнамент.
#3
В конце XVIII — начале XIX века на Урал массово переселялись крестьяне из различных российских губерний. Вместе с домашней утварью они привезли в Сибирь свои традиции и рецепты. В конце XVIII — начале XIX века на Урал массово переселялись крестьяне из различных российских губерний. Вместе с домашней утварью они привезли в Сибирь свои традиции и рецепты.
Образцы домашней утвари. Средний Урал. Конец XIX — начало ХХ века.
#21
Свердловский областной краеведческий музей им. О.Е.Клера
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Пряничные доски
Время создания
XIX век
Техника
Дерево, резьба
Выставка
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться