Фарфоровая статуэтка черноликой Мадонны с Младенцем была куплена Эйзенштейном в бельгийском городе Халле во время заграничной командировки 1929–1932 годов. В его квартире она стояла на книжном стеллаже в рабочем кабинете. Естественно, первый вопрос: почему у Богородицы и младенца Христа черные лики?
Фарфоровый сувенир — упрощенное воспроизведение местной святыни, средневековой деревянной статуи из собора Святого Мартина. Это образ Божьей Матери Млекопитательницы. Статуя почитается как чудотворная. Сохранились легенды, что во время феодальных противостояний конца XV-го века и в 1580 году, в эпоху религиозных войн, Богоматерь по молитвам жителей защищала город и вдохновляла горожан на храброе сопротивление, но лики Ее и Младенца почернели. Этому есть и образное истолкование — от скорби, и «физическое» — покрытые серебром лики почернели от взаимодействия с серой порохового дыма.
После Первой мировой войны тема скорби черноликой Богоматери обрела особое значение. Маленькая Бельгия стала жертвой военных преступлений Германии, но храбро сражалась и на время сдержала натиск немецких войск, не дав им сразу вторгнуться во Францию.
Халле — не единственный пример почитания черноликой Мадонны. Ученые считают, что древние скульптуры из темного дерева или, реже, камня «прибыли» в Европу с Ближнего Востока — с крестоносцами. Все они созданы не позднее XII–XIII века. В собрании Эйзенштейна хранятся фотооткрытки, посвященные самой известной статуе Черной Девы: каталонской Мадонне Монсеррат. Они куплены, вероятно, в Мексике.
Почему режиссер, знаток классического искусства, интересовался наивными открытками и предметами церковного «китча»? Они помогали понять, как в «массовом» народном сознании отражаются возвышенные религиозные понятия и чувства. Эйзенштейн исследовал разные виды образного восприятия и учитывал их в творчестве, поэтому так сильно его кино воздействует на зрителей всего мира.
Фарфоровый сувенир — упрощенное воспроизведение местной святыни, средневековой деревянной статуи из собора Святого Мартина. Это образ Божьей Матери Млекопитательницы. Статуя почитается как чудотворная. Сохранились легенды, что во время феодальных противостояний конца XV-го века и в 1580 году, в эпоху религиозных войн, Богоматерь по молитвам жителей защищала город и вдохновляла горожан на храброе сопротивление, но лики Ее и Младенца почернели. Этому есть и образное истолкование — от скорби, и «физическое» — покрытые серебром лики почернели от взаимодействия с серой порохового дыма.
В 1498 году, отразив приступ войска Филиппа Клевского, жители Халле собрали часть пушечных ядер, которыми неприятель обстреливал город, и сложили их в церкви. Поэтому сувенирная фарфоровая Мадонна стоит на пушечных ядрах. Младенец здесь не полулежит, как на деревянной статуе, а торжественно восседает на руке Матери. На подножии надпись по-французски: N[otre]-D[ame] de Hal. Вместе со статуэтками Эйзенштейн купил открытки с текстом на двух языках — нидерландском и французском: «Сувенир моего паломничества в Халле».
После Первой мировой войны тема скорби черноликой Богоматери обрела особое значение. Маленькая Бельгия стала жертвой военных преступлений Германии, но храбро сражалась и на время сдержала натиск немецких войск, не дав им сразу вторгнуться во Францию.
Халле — не единственный пример почитания черноликой Мадонны. Ученые считают, что древние скульптуры из темного дерева или, реже, камня «прибыли» в Европу с Ближнего Востока — с крестоносцами. Все они созданы не позднее XII–XIII века. В собрании Эйзенштейна хранятся фотооткрытки, посвященные самой известной статуе Черной Девы: каталонской Мадонне Монсеррат. Они куплены, вероятно, в Мексике.
Почему режиссер, знаток классического искусства, интересовался наивными открытками и предметами церковного «китча»? Они помогали понять, как в «массовом» народном сознании отражаются возвышенные религиозные понятия и чувства. Эйзенштейн исследовал разные виды образного восприятия и учитывал их в творчестве, поэтому так сильно его кино воздействует на зрителей всего мира.