В собрании Тобольского музея-заповедника собрана коллекция серебряной посуды, вызывающая огромный интерес у исследователей. Особое место в коллекции занимает стакан — его изготовил неизвестный автор в первой половине XIX века.
На серебряном фоне отчеканены женские фигуры с музыкальными инструментами, как напоминание об античных музах — персонажах древнегреческих мифов. Согласно мифам, у каждой музы есть свой атрибут и символический предмет. Живут они на горе Парнас, у подножия которой бил Кастальский ключ, или же на горе Геликон с источником Иппокрены у подножия. Каждая иллюстрация — отдельная миниатюрная картина на металле.
Русские мастера создавали настоящие произведения искусства, их легко можно отличить по характерному, приобретенному годами, художественному почерку и пробирным клеймам. Известно, что в России особую популярность серебряная посуда приобрела при Петре I. В 1711 году по его приказу был изготовлен первый серебряный сервиз. В начале XVIII века появилось множество талантливых мастеров, изобретены новые способы создания серебряных изделий. Изделия этого периода украшали сканью — ажурными орнаментами из специально обработанной проволоки, покрывали эмалью.
Позже, Екатерина II издала указ о том, чтобы серебряные столовые наборы и посуда изготавливались из серебра самой высшей пробы. Для этого периода было характерно отсутствие подражательства, а также оригинальное сочетание разных стилей. Мастера Москвы, Санкт-Петербурга, городов Русского Севера, и, в первую очередь, Великого Устюга, выполняли редкие по красоте и изяществу предметы. Нарядностью и праздничностью отличались работы, созданные в «новом русском стиле», с использованием национального орнамента и стилистики. Продукция известнейших ювелирных фирм принесла России славу на международных рынках.
При Павле I ужесточились репрессии для мастеров-ювелиров — нечистого на руку мастера могли запросто сослать на каторжные работы.
Начиная с XIX века, серебряная посуда начала приобретать значение семейной реликвии — она считалась показателем статуса и вкуса его обладателя. В настоящее время серебряная посуда, выполненная талантливыми мастерами серебряного дела, украшает частные коллекции и музеи.
На серебряном фоне отчеканены женские фигуры с музыкальными инструментами, как напоминание об античных музах — персонажах древнегреческих мифов. Согласно мифам, у каждой музы есть свой атрибут и символический предмет. Живут они на горе Парнас, у подножия которой бил Кастальский ключ, или же на горе Геликон с источником Иппокрены у подножия. Каждая иллюстрация — отдельная миниатюрная картина на металле.
Русские мастера создавали настоящие произведения искусства, их легко можно отличить по характерному, приобретенному годами, художественному почерку и пробирным клеймам. Известно, что в России особую популярность серебряная посуда приобрела при Петре I. В 1711 году по его приказу был изготовлен первый серебряный сервиз. В начале XVIII века появилось множество талантливых мастеров, изобретены новые способы создания серебряных изделий. Изделия этого периода украшали сканью — ажурными орнаментами из специально обработанной проволоки, покрывали эмалью.
Позже, Екатерина II издала указ о том, чтобы серебряные столовые наборы и посуда изготавливались из серебра самой высшей пробы. Для этого периода было характерно отсутствие подражательства, а также оригинальное сочетание разных стилей. Мастера Москвы, Санкт-Петербурга, городов Русского Севера, и, в первую очередь, Великого Устюга, выполняли редкие по красоте и изяществу предметы. Нарядностью и праздничностью отличались работы, созданные в «новом русском стиле», с использованием национального орнамента и стилистики. Продукция известнейших ювелирных фирм принесла России славу на международных рынках.
При Павле I ужесточились репрессии для мастеров-ювелиров — нечистого на руку мастера могли запросто сослать на каторжные работы.
Начиная с XIX века, серебряная посуда начала приобретать значение семейной реликвии — она считалась показателем статуса и вкуса его обладателя. В настоящее время серебряная посуда, выполненная талантливыми мастерами серебряного дела, украшает частные коллекции и музеи.