Согласно научным источникам, серебряное дело в Тобольске развилось уже в конце XVII века. Главными заказчиками у ремесленников были тобольские архиереи, от имени которых в сибирские храмы и монастыри посылались серебряные кресты и потиры — необходимые атрибуты богослужения. Мастера получали заказы также от воевод и губернаторов. После 1711 года в Тобольск сослали пленных шведов, среди которых были офицеры, занимавшиеся производством серебряных сервизов и других драгоценных изделий.
Местные мастера закупали серебро из Китая и Бухарского ханства на Ирбитской ярмарке, от бухарцев в Тобольскую губернию поступало ежегодно 50—100 пудов благородного металла. В клеймах серебряных изделий, выполненных в Тобольске в 1770-е годы, встречаются именники мастеров, составленные из латинских букв. Эти именники принадлежали мастерам польских конфедератов, оказавшихся в ссылке в Тобольске. Однако, большая часть мастеров были все-таки русскими.
В XVIII столетии в Сибири начались разработки серебряных и медных рудников: из руды с Колывано-Воскресенского рудника выплавили первое серебро. Тогда же здесь появились заводы — сначала медеплавильные, а затем и ориентированные на выплавку серебра. На рубеже XVIII–XIX веков в Тобольске появился губернский магистрат, который объединил в цехи тобольских серебряников, тогда же утвердили должность пробирного мастера.
Расцвет Тобольского ювелирного промысла пришелся на XVIII столетие. В течение XIX века серебряное дело в Тобольске постепенно исчезает, но изделия, созданные тобольскими мастерами, сохраняются в частных коллекциях и музеях.
Что касается центральной России, ювелирный промысел зародился там уже в XVI веке. В коллекции Тобольского музея-заповедника есть образцы столовой посуды, изготовленной в Москве. Один из таких экспонатов — сахарница с двумя ручками на высоком поддоне. Этот предмет изготовил мастер Иван Авдеев в конце XIX века. Для украшения предмета автор использовал черневой декор, который приобрёл огромную популярность еще в XVIII столетии. Изделия, выполненные в этой технике, признаны настоящими произведениями искусства.
Местные мастера закупали серебро из Китая и Бухарского ханства на Ирбитской ярмарке, от бухарцев в Тобольскую губернию поступало ежегодно 50—100 пудов благородного металла. В клеймах серебряных изделий, выполненных в Тобольске в 1770-е годы, встречаются именники мастеров, составленные из латинских букв. Эти именники принадлежали мастерам польских конфедератов, оказавшихся в ссылке в Тобольске. Однако, большая часть мастеров были все-таки русскими.
В XVIII столетии в Сибири начались разработки серебряных и медных рудников: из руды с Колывано-Воскресенского рудника выплавили первое серебро. Тогда же здесь появились заводы — сначала медеплавильные, а затем и ориентированные на выплавку серебра. На рубеже XVIII–XIX веков в Тобольске появился губернский магистрат, который объединил в цехи тобольских серебряников, тогда же утвердили должность пробирного мастера.
Расцвет Тобольского ювелирного промысла пришелся на XVIII столетие. В течение XIX века серебряное дело в Тобольске постепенно исчезает, но изделия, созданные тобольскими мастерами, сохраняются в частных коллекциях и музеях.
Что касается центральной России, ювелирный промысел зародился там уже в XVI веке. В коллекции Тобольского музея-заповедника есть образцы столовой посуды, изготовленной в Москве. Один из таких экспонатов — сахарница с двумя ручками на высоком поддоне. Этот предмет изготовил мастер Иван Авдеев в конце XIX века. Для украшения предмета автор использовал черневой декор, который приобрёл огромную популярность еще в XVIII столетии. Изделия, выполненные в этой технике, признаны настоящими произведениями искусства.