Подобные рельефные терракотовые или поливные изразцы использовали для облицовки кирпичных печей, которые топились «по-белому». Дым в таких печах выходил через дымовую трубу, поэтому в комнатах не оседала сажа и копоть.
«Изразец», или как его еще называют «образец» представляет собой глиняную обожжённую плитку, на оборотной стороне которой находится румпа, или коробка — с ее помощью изразец крепился к кладке печи. Их широко использовали для украшения интерьеров жилищ в Тобольске в конце XVII–XVIII веков — об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки.
Большой интерес вызывает коллекция красных — терракотовых — печных изразцов, которые были особо популярны с конца XVI века в Москве, а позже распространились и за пределами Московского государства. В коллекции музея насчитывается несколько десятков таких экспонатов. Большинство экземпляров сохранились не полностью, а фрагментами, археологи нашли лишь один целый изразец.
Согласно исследованиям историков, красные изразцы в Сибири перестали существовать в конце XVII века. Первоначально, это была исключительно привозная продукция. Но, с началом каменного строительства на территории Тобольского кремля в городе появляется свое изразцово-черепичное производство.
Изразец из музея, скорее всего, как раз привозной — об этом говорят особенности техники рисунка и традиционные для Москвы и других городов северо-восточной Руси сюжеты. Либо его изготовили в Тобольске, но под наблюдением мастера «московской» школы конца XVII столетия. На изразце можно рассмотреть несколько небрежно выполненное изображение воинов с пищалями, пушками, бердышами. Более детально выполнены доспехи и шлемы воинов, а также элементы конской сбруи.
Согласно письменным источникам, каменное строительство в Тобольске формировалось как раз под «московским» влиянием. Об этом свидетельствуют элементы архитектурного декора. Несомненно, сохранившийся изразец свидетельствует о высокой культуре керамического производства и широком использовании этого облицовочного материала в России конца XVII–XVIII веков.
«Изразец», или как его еще называют «образец» представляет собой глиняную обожжённую плитку, на оборотной стороне которой находится румпа, или коробка — с ее помощью изразец крепился к кладке печи. Их широко использовали для украшения интерьеров жилищ в Тобольске в конце XVII–XVIII веков — об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки.
Большой интерес вызывает коллекция красных — терракотовых — печных изразцов, которые были особо популярны с конца XVI века в Москве, а позже распространились и за пределами Московского государства. В коллекции музея насчитывается несколько десятков таких экспонатов. Большинство экземпляров сохранились не полностью, а фрагментами, археологи нашли лишь один целый изразец.
Согласно исследованиям историков, красные изразцы в Сибири перестали существовать в конце XVII века. Первоначально, это была исключительно привозная продукция. Но, с началом каменного строительства на территории Тобольского кремля в городе появляется свое изразцово-черепичное производство.
Изразец из музея, скорее всего, как раз привозной — об этом говорят особенности техники рисунка и традиционные для Москвы и других городов северо-восточной Руси сюжеты. Либо его изготовили в Тобольске, но под наблюдением мастера «московской» школы конца XVII столетия. На изразце можно рассмотреть несколько небрежно выполненное изображение воинов с пищалями, пушками, бердышами. Более детально выполнены доспехи и шлемы воинов, а также элементы конской сбруи.
Согласно письменным источникам, каменное строительство в Тобольске формировалось как раз под «московским» влиянием. Об этом свидетельствуют элементы архитектурного декора. Несомненно, сохранившийся изразец свидетельствует о высокой культуре керамического производства и широком использовании этого облицовочного материала в России конца XVII–XVIII веков.