Сошествие во ад — событие, непосредственно связанное с Воскресением Христовым, но меньше освященное в церковных текстах. В каноническом Евангелии от Матфея упоминаются лишь пророческие слова Спасителя о том, что он пребудет в «сердце земли три дня и три ночи», как Иона «во чреве кита». Об этом же поется в Пасхальном каноне Иоанна Дамаскина: «Снизшел еси в преисподняя земли и сокрушил вси вереи вечныя, содержащие связанныя, Христе, и тридневен, яко от кита Иона, воскресл еси от гроба».
Подробно сошествие во ад описывается в апокрифическом Евангелии от Никодима и в церковных преданиях. После крестной жертвы Христа дьявол попытался скрыться от него в глубинах ада. Однако еще до земного воскресения и явления ученикам Спаситель подошел к вратам преисподней, сокрушив их, и вывел оттуда прародителей человечества Адама и Еву и дохристианских праведников-пророков, с верой ожидавших его пришествия задолго до Рождества. Как Сын человеческий, он сходит на самое дно, уготованное человеческому роду, и тем самым являет свою высшую славу и милость как Сын Божий.
Иконография сюжета сложилась только к XI веку. Центральная фигура иконы — Христос в сияющем желто-золотом одеянии и в ореоле славы — одежде «века грядущего». В его левой руке — свиток как символ проповеди Воскресения (в варианте извода свиток заменяется крестом как знаком победы). Ногами Иисус попирает лежащие крест-накрест створки сокрушенных врат преисподней. В нижней части иконы чернеет бездна, в которой можно различить топор, ключи и засов — символы разрушенных адских запоров и мучений пребывавших там пленников. Во многих изводах там также изображается поверженный князь тьмы, которого побивают и связывают ангелы. Прародители Адам и Ева восстают из распавшихся гробов, освобождаясь от смертных оков. Правой рукой Христос берет за руку Адама, чтобы вывести его к Свету; Ева же смиренно ожидает своей участи, молитвенно сложив руки.
За Адамом стоят праведные цари Давид и Соломон в коронах, далее пророки Даниил и Захария в традиционных иудейских шапочках; к Иисусу протягивает руки Иоанн Креститель. За спиной Евы находится Моисей, ведущий за собой народ иудейский.
Существуют различные варианты написания этой иконы. Христос может быть изображен с распростертыми руками или увлекающим спасенные души за собой. Разнится количество дохристианских праведников, могут появляться ангелы, побивающие князя тьмы и освещающие тьму преисподней.
Почитание этой иконы совершается в Великую субботу накануне Пасхи.
Подробно сошествие во ад описывается в апокрифическом Евангелии от Никодима и в церковных преданиях. После крестной жертвы Христа дьявол попытался скрыться от него в глубинах ада. Однако еще до земного воскресения и явления ученикам Спаситель подошел к вратам преисподней, сокрушив их, и вывел оттуда прародителей человечества Адама и Еву и дохристианских праведников-пророков, с верой ожидавших его пришествия задолго до Рождества. Как Сын человеческий, он сходит на самое дно, уготованное человеческому роду, и тем самым являет свою высшую славу и милость как Сын Божий.
Иконография сюжета сложилась только к XI веку. Центральная фигура иконы — Христос в сияющем желто-золотом одеянии и в ореоле славы — одежде «века грядущего». В его левой руке — свиток как символ проповеди Воскресения (в варианте извода свиток заменяется крестом как знаком победы). Ногами Иисус попирает лежащие крест-накрест створки сокрушенных врат преисподней. В нижней части иконы чернеет бездна, в которой можно различить топор, ключи и засов — символы разрушенных адских запоров и мучений пребывавших там пленников. Во многих изводах там также изображается поверженный князь тьмы, которого побивают и связывают ангелы. Прародители Адам и Ева восстают из распавшихся гробов, освобождаясь от смертных оков. Правой рукой Христос берет за руку Адама, чтобы вывести его к Свету; Ева же смиренно ожидает своей участи, молитвенно сложив руки.
За Адамом стоят праведные цари Давид и Соломон в коронах, далее пророки Даниил и Захария в традиционных иудейских шапочках; к Иисусу протягивает руки Иоанн Креститель. За спиной Евы находится Моисей, ведущий за собой народ иудейский.
Существуют различные варианты написания этой иконы. Христос может быть изображен с распростертыми руками или увлекающим спасенные души за собой. Разнится количество дохристианских праведников, могут появляться ангелы, побивающие князя тьмы и освещающие тьму преисподней.
Почитание этой иконы совершается в Великую субботу накануне Пасхи.