«Спас в Силах» — композиция, являющаяся одним из вариантов изображения Спаса Вседержителя, т. е. Христа благославляющего и держащего книгу. Отличительная особенность иконографии «Спаса в Силах» — изображение сидящего Христа с книгой в руке на фоне геометрического элемента из двух ромбов и овала, в которые вписаны небесные силы и четыре существа — символы евангелистов.
Иконография в целом близка западным изображениям «Majestas Domini» («Господь во Славе»): Христос в миндалеобразном или овальном нимбе (мандорле) с четырьмя существами (тетраморфом) по углам. Геометрическая форма напоминающая звезду (ромб наложенный на другой ромб или квадрат), ставшая знаковым элементом «Спаса в Силах», происходит вероятнее всего с Балкан, где распространена весьма широко и встречается в различных сценах как образ божественного сияния. Полагают, что к началу XV в. на древнерусской почве заимствованные элементы (Христос в мандорле, с четырьмя существами, звездообразная форма фона) сложились в новую иконографию. Это произошло одновременно с формированием высокого русского иконостаса и икона новой иконографии сделалась центральной во всём ансамбле и конкретно в деисусном ряду. Вне деисусного ряда икона встречалась редко. Представленная икона не исключение. Она была написана в начале XX в. для иконостаса собора Фёдоровской иконы Божией Матери в Петербурге и находилась в деисусном ряду.
Впервые собственное наименование иконы «Спас в Силах» фиксируется только в середине XVI в. Наиболее распространена версия, что в названии имеются ввиду силы небесные, в окружении которых явлен Господь. Они помещены на фоне звездообразной фигуры, которая и является главным отличительным признаком данной иконографии.
В каноническом варианте «Спаса в Силах» фоном сидящему Христу служит геометрическая звездообразная фигура из наложенных друг на друга зелёного овала, красного ромба и красного же четырёхугольника. Однозначной трактовки её символики нет. Чаще всего считается, что в целом вся геометрическая форма вокруг фигуры Христа есть образ вселенной. Красный огненный ромб — божественная слава. Овал зелёного цвета — небо. Большой красный четырёхугольник (повторяющий прямоугольник самой иконы) символизировал землю. На представленной иконе, в отличие от канонического варианта, большой четырёхугольник отсутствует. Вместо его острых углов, направленных на углы самой иконы, видны полукруглые сегменты. В таком виде иконография становится особенно близкой западноевропейской иконографии «Majestas Domini» («Господь во Славе»). Изображения в полукруглых сегментах сохраняются те же самые, что и в каноническом варианте с четырёхугольником: четыре существа — символы евангелистов.
Иконография в целом близка западным изображениям «Majestas Domini» («Господь во Славе»): Христос в миндалеобразном или овальном нимбе (мандорле) с четырьмя существами (тетраморфом) по углам. Геометрическая форма напоминающая звезду (ромб наложенный на другой ромб или квадрат), ставшая знаковым элементом «Спаса в Силах», происходит вероятнее всего с Балкан, где распространена весьма широко и встречается в различных сценах как образ божественного сияния. Полагают, что к началу XV в. на древнерусской почве заимствованные элементы (Христос в мандорле, с четырьмя существами, звездообразная форма фона) сложились в новую иконографию. Это произошло одновременно с формированием высокого русского иконостаса и икона новой иконографии сделалась центральной во всём ансамбле и конкретно в деисусном ряду. Вне деисусного ряда икона встречалась редко. Представленная икона не исключение. Она была написана в начале XX в. для иконостаса собора Фёдоровской иконы Божией Матери в Петербурге и находилась в деисусном ряду.
Впервые собственное наименование иконы «Спас в Силах» фиксируется только в середине XVI в. Наиболее распространена версия, что в названии имеются ввиду силы небесные, в окружении которых явлен Господь. Они помещены на фоне звездообразной фигуры, которая и является главным отличительным признаком данной иконографии.
В каноническом варианте «Спаса в Силах» фоном сидящему Христу служит геометрическая звездообразная фигура из наложенных друг на друга зелёного овала, красного ромба и красного же четырёхугольника. Однозначной трактовки её символики нет. Чаще всего считается, что в целом вся геометрическая форма вокруг фигуры Христа есть образ вселенной. Красный огненный ромб — божественная слава. Овал зелёного цвета — небо. Большой красный четырёхугольник (повторяющий прямоугольник самой иконы) символизировал землю. На представленной иконе, в отличие от канонического варианта, большой четырёхугольник отсутствует. Вместо его острых углов, направленных на углы самой иконы, видны полукруглые сегменты. В таком виде иконография становится особенно близкой западноевропейской иконографии «Majestas Domini» («Господь во Славе»). Изображения в полукруглых сегментах сохраняются те же самые, что и в каноническом варианте с четырёхугольником: четыре существа — символы евангелистов.