Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Монастыри Каргополья»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Спас оплечный

Время создания
XVIII век
Место создания
Российская империя
Размер
180x140 см
Техника
дерево, левкас, темпера
0
Открыть в приложении
#2

Иконы Русского Севера, или, как их принято называть, «северные письма», представляют собой уникальное культурное явление. Искусствоведы отмечают их стилистическую неоднородность, черты архаичности и «народности», четкие контуры и приглушенный колорит, пристрастие к определенному кругу сюжетов и лаконичному изводу.

Оплечное изображение Христа Вседержителя появилось в русском искусстве в XIV веке, древнейшие образцы принадлежали к монументальной храмовой иконописи. Аналогичные образы меньшего размера, для домашнего моления, получили распространение только в XVI–XVII веках.

Представленная икона Спаса происходит из собора Рождества Христова и созвучна его архитектуре своей лаконичностью и внушительностью.

Своеобразие иконы становится очевидно в сравнении с подавляющим большинством современных ей живописных и иконописных произведений. Для искусства XVIII столетия характерны иные тенденции, стремление «заинтересовать» зрителя, привлечь его внимание сложным рисунком, мельчайшей проработкой деталей, обильной орнаментикой; пропорции и черты ликов отличаются утонченностью.

Вместо всего этого лик Христа на представленном изображении призван поражать мощью, напоминать о ничтожности земной жизни и необходимости покаяния.

Скорее всего, мастер, писавший эту икону, ориентировался на образец меньшего размера и вынужден был, не всегда успешно, решать вопросы масштабирования. Увеличив лик, он не смог убедительно передать объем, оставив изображение почти плоскостным; несоразмерно удлиненные глаза, линия бровей, доходящая до самых ушных раковин, сужающийся подбородок придают облику Спасителя фантастические черты. Огромному лику словно тесно в пространстве доски, и это усиливает экспрессию образа.

Наталья Витальевна Бицадзе («Икона Русского Севера в контексте культуры XVI–XVIII веков») акцентирует внимание на том, что нарушение пропорций, неравномерное личное письмо и другие «погрешности», которые в ином культурном контексте расценивались бы как недостаток, «в случае с северной иконой воспринимаются как свидетельства неповторимого своеобразия… придают „народной“ иконе… особый лиризм…человечность».
#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Спас оплечный

Время создания
XVIII век
Место создания
Российская империя
Размер
180x140 см
Техника
дерево, левкас, темпера
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%