В 1929 году, после закрытия Успенского девического монастыря, в музейные фонды поступило немало экспонатов, среди которых иконы, ткани, предметы облачения, книги. Некоторые из них выполнены в редкой, необычной технике. Так, в декоре представленного ораря важную роль играет солома.
Солома издавна известна как материал для плетения корзин, ковриков, изготовления шляп, игрушек, обуви и других предметов. В середине XIX века возникла мода на все «натуральное», «деревенские» мотивы стали популярны среди городских жителей даже больше, чем собственно в деревнях. Одним из таких модных увлечений стала вышивка соломкой.
Для работы солому распаривали, разрезали на тонкие полоски, разглаживали и использовали так же, как нити. Вышивальщицам приходилось действовать довольно быстро, пока материал оставался влажным и не утрачивал эластичность. Такова была более распространенная технология.
В случае с орарем метод иной, не получивший такого распространения. Стебельки соломы служили основой для рисунка: их выкладывали поверх плотной белой ткани и «зашивали» шерстяными нитками поверх. С первого взгляда под изображением изогнутого побега с листиками и цветами можно не распознать оригинальную подложку.
Изделие создали монахини Успенской обители. В конце XIX — начале XX века, когда на игуменский пост заступила матушка Варвара, в миру Вера Александровна Тихомандрицкая, в монастыре насчитывалось около 200 человек. Вскоре настоятельница «встретилась с невежеством… в среде сестер, которые в большей степени почти или совершенно неграмотные, или только могут читать, не умея писать». При этом все они были труженицами и искусными рукодельницами, многие зарабатывали этим ремеслом на жизнь после выселения из обители.
Орари надевают во время богослужений диаконы и иподиаконы. При этом диаконы носят их на левом плече так, чтобы один конец этой длинной узкой ленты спускался на грудь, а другой на спину, в знак символического принятия благодатных дарований священнослужителя. Иподиаконы, таковых дарований еще не имеющие, надевают орарь крестовидно.