Из общего числа двунадесятых праздников, самых важных для христиан, четыре посвящены Богоматери. Они входят в церковный обиход примерно с IV века, по мере все большего осознания значимости роли Девы Марии для христианского мира. В канонических Евангелиях о матери Христа сказано немного. Сведения о ней происходят из так называемых апокрифических преданий, не включенных в канон, но принимаемых Церковью. В качестве церковного праздника Успение Пресвятой Богородицы начинают отмечать с IV века, о чем упоминает Григорий Турский и свидетельствуют древние календари. В России этот праздник почитается особо, равно как и чудотворные иконы Успения.
Композиция «Успение» впервые появилась в византийском искусстве. Позже она была распространена как в самой Византии, так и на Руси во многих кратких и более развернутых вариантах. Иконография «Успения» основана на церковных песнопениях, в которых нашли отражение фольклорные мотивы. Композиция представляет ложе с усопшей Богоматерью, Христа с душой Богоматери в виде спеленутой фигурки, апостолов и святителей, по сторонам — здания, символизирующие дом Марии.
Икона из собрания Новосибирского государственного художественного музея относится к строгановскому стилю иконописи, сложившемуся в конце XVI — начале XVII в. в. Свое название он получил благодаря богатым купцам и промышленникам Строгановым, большим любителям иконописного искусства, по заказу которых работали мастера Оружейной палаты Московского Кремля.
Строгановская школа иконописи, к которой относится настоящее произведение, сложилась в конце 16-го — начале 17-го в. в. в Оружейной палате Московского Кремля. Ее отличали повышенный интерес к пейзажу, виртуозный рисунок, внимание к мельчайшим деталям и яркие чистые цвета. «Успение Богородицы» из новосибирского собрания — типичное произведение строгановского стиля. Небольшой формат произведения, тщательная проработка деталей, так называемое «мелочное письмо», чистые краски, щедрое золочение и богатый орнамент превращают эту икону в подлинную жемчужину музейной коллекции.
Композиция «Успение» впервые появилась в византийском искусстве. Позже она была распространена как в самой Византии, так и на Руси во многих кратких и более развернутых вариантах. Иконография «Успения» основана на церковных песнопениях, в которых нашли отражение фольклорные мотивы. Композиция представляет ложе с усопшей Богоматерью, Христа с душой Богоматери в виде спеленутой фигурки, апостолов и святителей, по сторонам — здания, символизирующие дом Марии.
Икона из собрания Новосибирского государственного художественного музея относится к строгановскому стилю иконописи, сложившемуся в конце XVI — начале XVII в. в. Свое название он получил благодаря богатым купцам и промышленникам Строгановым, большим любителям иконописного искусства, по заказу которых работали мастера Оружейной палаты Московского Кремля.
Строгановская школа иконописи, к которой относится настоящее произведение, сложилась в конце 16-го — начале 17-го в. в. в Оружейной палате Московского Кремля. Ее отличали повышенный интерес к пейзажу, виртуозный рисунок, внимание к мельчайшим деталям и яркие чистые цвета. «Успение Богородицы» из новосибирского собрания — типичное произведение строгановского стиля. Небольшой формат произведения, тщательная проработка деталей, так называемое «мелочное письмо», чистые краски, щедрое золочение и богатый орнамент превращают эту икону в подлинную жемчужину музейной коллекции.