Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Древнерусское искусство. Домонгольский период»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Спас Эммануил с архангелами

Время создания
конец XII века
Размер
72x129 см
Техника
дерево, темпера
9
Открыть в приложении
#9
Икона могла быть создана в греко-русской мастерской, расписавшей Дмитровский собор во Владимире. Впоследствии этот образ оказался среди чтимых икон, привезенных для поновления из Владимира в Москву в 1518 году, и был помещен в Успенском соборе Московского Кремля.
#10
Успенский собор Московского кремля.
Фотоальбом Н. А. Найденова «Москва. Соборы, монастыри и церкви». Ч.1. 1883
#4

Сюжет и иконография

#5
Изображения юного Христа уже с раннехристианских времен имели, как правило, символическое значение, напоминая о божественной природе Спасителя. Начиная с XI–XII веков рядом с такими изображениями могла присутствовать надпись «Эммануил» — имя, заимствованное из ветхозаветного пророчества Исаии: «…се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил» (Ис. 7:14).

Икона, представляющая Христа Эммануила между ангелами, раскрывает тему поклонения и служения небесных сил Сыну Божию («когда вводит Первородного во Вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все ангелы Божии» — Евр. 1:6). Поклонение ангелов Христу могло также напоминать о его искупительной жертве. Не случайно в алтарных композициях византийских и русских храмов широкое распространение получили символические изображения Святых Даров (Тела и Крови Христова) в виде Христа Эммануила, возлежащего на сосуде-дискосе. В этих композициях изображались и ангельские силы — они, как правило, выступали в роли священнослужителей. Образ юного Христа напоминал о чистой и непорочной плоти Спасителя, приносимой в жертву, а композиция в целом мыслилась как символический образ Евхаристии.

Сопоставление в одной иконе двух тем хорошо согласуется с общим направлением византийской богословской мысли XI–XII веков, когда активно обсуждались вопросы о соединении божественной и человеческой природы во Христе и о Его искупительной жертве (это обсуждение завершилось на константинопольских церковных соборах 1156—1157 и 1166 годов).
#6

Художественные особенности и стиль

#7
В композиции отсутствует строгая симметрия: различаются позы ангелов и направления их взглядов, а также эмоциональные акценты — левый ангел кажется более открытым и активным, а правый скорбным, отрешенным и погруженным в себя. Ангельские лики с мягким овалом, чуть изогнутыми носами и миндалевидным разрезом глаз находят ближайшие аналогии во фресках Дмитровского собора во Владимире, исполненных греческими и русскими мастерами около 1197 года.
читать дальшескрыть

Спас Эммануил с архангелами

Время создания
конец XII века
Размер
72x129 см
Техника
дерево, темпера
9
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%