Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Древнерусское искусство. Домонгольский период»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Благовещение Устюжское

Время создания
1130–1140-е гг.
Размер
238x168 см
Техника
роспись яичной темперой по дереву
15
Открыть в приложении
#16
Икона происходит из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде. Вероятнее всего, этот образ в числе других памятников по приказу Ивана Грозного был привезен в Москву после пожара 1547 года и вплоть до конца XVI века служил храмовой иконой Благовещенского собора Кремля, а затем перенесен в Успенский собор.

Название иконы связано с легендой о её происхождении из Великого Устюга, согласно которой перед иконой Благовещения Прокопий Устюжский (умер в 1303 г.) молился в 1290 г. об отражении «тучи каменной» от города. Эта легенда не находит подтверждения в исторических источниках.
#4

Сюжет и иконография

#5
Согласно евангельскому тексту (Лк. 1:26–38), архангел Гавриил явился деве Марии и возвестил, что она родит Сына Божьего, что было предсказано пророками. На иконе изображены архангел Гавриил, обращающийся к Марии с приветствием, и Мария, склонившая голову и выражающая повиновение божественной воле. Простая, лаконичная и выразительная композиция иконы, вероятно, восходит к образцам монументальной живописи — изображениям Благовещения на столбах византийских и древнерусских храмов.
#7
Фрагмент иконы «Благовещение Устюжское»
К числу сравнительно редких иконографических деталей относится изображение младенца Христа в лоне Богоматери: согласно традиционным толкованиям, Христос явился в мир в тот момент, когда Мария произнесла слова «Да будет мне по слову твоему». Младенец представлен полуобнаженным, с набедренной повязкой, что напоминает об изображениях распятого Спасителя и символически предвосхищает Его грядущее жертвенное служение.
#8
Еще одно изображение Христа располагается в сегменте неба вверху. Это Иисус Христос Ветхий Деньми — образ, основанный на ветхозаветном видении пророка Даниила и соединяющий в себе черты Бога Отца и Бога Сына, или, точнее, раскрывающий через Сына образ и волю невидимого Отца.

Фрагмент иконы «Благовещение Устюжское»
#14
Ветхий Деньми представлен сидящим на красном престоле в синем полукруге неба с золотыми звездами. Престол окружают ангелы — херувимы и серафимы. Вокруг Ветхого Деньми — голубая слава; его правая рука — благословляющая, от нее идет синий луч к фигуре Богоматери.
#9

Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила перед Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли перед Ним; судьи сели и раскрылись книги
(Дан. 7:9-10)
#10
Фрагмент иконы «Благовещение Устюжское»
Изображение пурпурной пряжи у Богоматери соответствует рассказу «Протоевангелия Иакова» о том, что деве Марии выпал жребий прясть пурпурную завесу для Иерусалимского храма. Мотив пряжи традиционен для византийских и русских памятников XI–XII вв. С этим мотивом связана богословская трактовка «прядения», создания тела младенца Христа из материнской «пурпурной» крови в чреве Богоматери.
#11

Художественные особенности и стиль

#12
Автором иконы мог быть приехавший из Киева вместе с князем Мстиславом греческий мастер или русский иконописец, прошедший византийскую выучку, — об этом свидетельствует и изысканность живописных приемов, и сложная, насыщенная богословскими ассоциациями иконографическая программа.
читать дальшескрыть

Благовещение Устюжское

Время создания
1130–1140-е гг.
Размер
238x168 см
Техника
роспись яичной темперой по дереву
15
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%