Автор этого произведения, Джованни Бенедетто Кастильоне (1609–1664), художник генуэзской школы, был очень самостоятельной и оригинальной творческой личностью. Ему оказался близок реализм художников северной Европы, вслед за ними он увлекся анималистикой. Одним из первых в Италии он открыл и творчески освоил искусство Рембрандта. Бенедетто Кастильоне очень часто изображал на своих картинах животных — это нравилось ценителям искусства того времени. Он отыскивал исторические сюжеты, которые позволяли изображать людей в окружении зверей. Приверженность к этой теме Кастильоне сохранял всю жизнь. В библейских текстах содержалась и вдохновляющая художника эпичность.
Наша картина основывается на библейском тексте о сотворении мира. Над всем царит могучая фигура Бога Отца. Он движется над землею, не касаясь ее. На земле — первый человек, Адам, окруженный многочисленными животными. Отчетливо читаются фигуры овец, голова верблюда, изображение лошади. Остальное представляет собой клубящуюся, словно в процессе формообразования, массу. Адам, обращаясь к Творцу, указывает на животных.
Сюжет картины, по-видимому, отражает текст из Книги Бытия: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым». Опираясь на текст Священного Писания, художник воссоздает на своей картине состояние мира дней творения. Мы чувствуем их напряжение, высокий дух, творческую волю, которой создается мир.
В последние годы Кастильоне, достигнувший виртуозности в искусстве живописи и рисования, сделал много свободных, подобно нашей работе, рисунков кистью в собственной изобретенной им технике масляными красками по бумаге. Такие листы ценились и приобретались коллекционерами. Эскизная манера, которой даже бравирует художник, позволяла ему выразить так ценившуюся эпохой барокко динамичность. К моменту реставрации этого произведения в 1937 году бумага, ставшая очень хрупкой, была в отдельных местах надорвана. Реставратор Иван Иванович Васильев, ранее работавший в Эрмитаже, дублировал старую основу на новый холст, продлив таким образом жизнь картины. Помимо замечательной художественной ценности, работа Кастильоне имеет для музея особое значение, потому что происходит из коллекции основателя музея, Алексея Петровича Боголюбова.
Наша картина основывается на библейском тексте о сотворении мира. Над всем царит могучая фигура Бога Отца. Он движется над землею, не касаясь ее. На земле — первый человек, Адам, окруженный многочисленными животными. Отчетливо читаются фигуры овец, голова верблюда, изображение лошади. Остальное представляет собой клубящуюся, словно в процессе формообразования, массу. Адам, обращаясь к Творцу, указывает на животных.
Сюжет картины, по-видимому, отражает текст из Книги Бытия: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым». Опираясь на текст Священного Писания, художник воссоздает на своей картине состояние мира дней творения. Мы чувствуем их напряжение, высокий дух, творческую волю, которой создается мир.
В последние годы Кастильоне, достигнувший виртуозности в искусстве живописи и рисования, сделал много свободных, подобно нашей работе, рисунков кистью в собственной изобретенной им технике масляными красками по бумаге. Такие листы ценились и приобретались коллекционерами. Эскизная манера, которой даже бравирует художник, позволяла ему выразить так ценившуюся эпохой барокко динамичность. К моменту реставрации этого произведения в 1937 году бумага, ставшая очень хрупкой, была в отдельных местах надорвана. Реставратор Иван Иванович Васильев, ранее работавший в Эрмитаже, дублировал старую основу на новый холст, продлив таким образом жизнь картины. Помимо замечательной художественной ценности, работа Кастильоне имеет для музея особое значение, потому что происходит из коллекции основателя музея, Алексея Петровича Боголюбова.